ОТА — это известные всем сервисы для бронирования жилья. Самыми популярными являются Booking, Expedia, Островок.
Отельеры недолюбливают такие ресурсы, хотя большая часть бронирований приходит именно оттуда.
Никита Челноков, сооснователь сети апарт-отелей Travelto, комментирует неприязнь к Букингу так: “Отношения отельеров и сайта Booking.com складываются не так идеально, как хотелось бы. На каждом бронировании через сервис владельцы отелей теряют 20% от стоимости номера, которые Букинг вычитает в качестве своей комиссии”. К тому же, сервис обязывает отельеров выставлять самые низкие цены только на его ресурсе, а за нарушение — бан и понижение рейтинга. Мы уже рассказывали, как отель может жить без Букинга. Для этого нужно найти альтернативные источники.
Другой ресурс — Airbnb берет комиссию сверху цены гостиничного номера, но это иногда отпугивает пользователей.
Так куда же идут все деньги с ОТА?
Expedia предоставила отчет о своей прибыли и расходах.
Главными источниками заработка для компании стали:
- Использование разницы между реализационной ценой туристского продукта и оптовой ценой, по которой он предоставляется
- Комиссионные сборы с партнеров по туристической индустрии
- Рекламная выручка
В итоге чистая прибыль компании превышает 400 млн долларов.
При том, что в год Expedia тратит до 4,4 млрд долларов на рекламу и маркетинг! ОТА работают на общее дело, а полученные с отелей деньги снова вкладывают в рекламу своего сайта и продвижение услуг. Таким образом, ОТА даже помогают отельерам, а деньги работают на общую прибыль.
Чтобы привлечь одно бронирование, Expedia тратит в среднем 35 долларов.
С развитием big data каждый клик теперь приносит ценную информацию. Многие ОТА предоставляют такую информацию отельерам, чтобы они могли спрогнозировать спрос и построить ценообразование. Если отель ещё как-то может справиться с российскими туристами, то ценная информация об иностранцах может принести большую прибыль.
Именно поэтому комиссии на таких сайтах во многом оправданы. Даже крупные отельные сети не в силах самостоятельно рассчитать такой поток информации и привлечь новых клиентов также эффективно, как это делают ОТА. К тому же агентства используют новые технологии, которые развивать отдельно взятому отелю просто не имеет смысла.
Если бы не существовало онлайн-тревел агентств, то отелям пришлось тратить всё те же деньги на маркетинг и привлечение клиентов, причем делать это лучше, чем конкуренты. При такой низкой марже бизнес-модель ОТА работает только в условиях крупного масштаба, поэтому сайтов для поиска жилья не так много.
Единственное решение действительно немного сократить комиссии — создавать новые ОТА, которые принимали во внимание интересы отелей.
Но сейчас без таких сайтов, как Букинг и Expedia ни один отель не сможет привлечь клиентов. Это возможно только при огромных затратах на маркетинг, но тогда организация рискует стать нерентабельной.