Найти тему

ОДИН ВЗГЛЯД НА ТРИ КНИГИ

Как то так совпало, что буквально за один присест я прочитал сразу три книги по истории отечественной рок-музыке. С «Историей свердловского рока» от Дмитрия Карасюка я хотел познакомиться с момента ее выхода в 2016 г. и вот такой шанс представился. Две другие книги, это свежачки, ставшие культурными событиями прошедшего лета: воспоминания Александра Чиркина (группа «ПУТТИ») «КАЙФовый хроники» и биографическая работа Александра Кушнира «Майк Науменко. Бегство из зоопарка». Свердловск! Новосибирск! Ленинград! Те самые точки на карте страны, из которых традиционно ведут начало отечественной рок музыки.

Эти книги объединяет еще и то, что в каждой из них описывается именно период наибольшего развития этого явления. Потому и хочется объединить впечатления от прочитанного в нечто целостное, что сможет показать разные аспекты РОКовой жизни страны того периода. Тем более, что сама структура этих изданий позволяет сделать это: от глобальной энциклопедии, через биографию конкретного музыканта к личным воспоминания одного из активнейших представителей музыкальной культуры. Итак, вперед…

Обложки книг
Обложки книг

На мой взгляд, Дмитрию Карасюку, больше всего удалось точно передать дух времени. В его «Истории» нашлось место всему: ранним музыкальным самиздатовским журналам и полуофицальным киносъемкам клипов, отношению прессы от полного отрицания до появления документальных фильмах на большом экране и серьезных рок-изданий, первым подпольным концертам и созданию рок-шоу-биза, попыткам записи и взаимоотношению с властью. Героями книги стали все основные уральские группы той поры «Урфин Джюс», «Трек», «Настя», «Наутилус», «Чай-Ф» (именно с ними связаны наиболее забавные моменты «Истории»), «Агата Кристи». Не остались забыты, даже в виде небольшого упоминания, и остальные группы от Свердловска до самых до окраин буквально с эпохи проникновения в страну первых записей The Beatles. Да и есть ли смысл перегружать повествование именами и названиями? Знают то в основном только названных выше.

История, рассказанная Александром Чиркиным, то же из той эпохи, можно сказать из самой ее середины – 1985-1987 гг. С одной стороны это душевные воспоминания о годах армейской службы. А с другой как живые со страниц сходят те, кто уже в тот момент становился героями сибирского андеграунда: Олег «Манагер» Судаков, еще Игорь Летов, начинающая Яна Дягилева, неординарные братья Лищенко. Особую атмосферу «хроникам» придает именно тот факт, что все ее герои, включая самого автора, только начинают свой собственный путь, музыкально ищут себя, экспериментируют. И как раз это то и ценно в данном произведении - они одним конкретным примером, происходящим в Омске, словно в ярких красках иллюстрируют то, что описал Дмитрий Карасюк, да и некоторые герои книги о Майке тоже. И это как раз именно то, что делает небольшую повесть, рассказанную Мэднессом (творческий псевдоним автора), интересной и захватывающей.

Похожие фото Егора Летова из книг Д. Карасюка и А. Чиркина
Похожие фото Егора Летова из книг Д. Карасюка и А. Чиркина

Книга Александра Кушнира «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» радует своей визуальной частью. Такого количества неизвестных фотографий показывает всю жизнь лидера «Зоопарка» со всех возможных аспектов. Опять же черновики всем известных песен и редкие документы показывают как происходил процесс создания шедевров.

Бесспорно, особого внимания заслуживает и количество людей, чьи цитаты приводит автор в тексте. И что важно многие из них разного периода времени. То есть позволяют взглянуть на то или иное событие как «по свежим следам» так и через призму воспоминаний. И вроде описаны все известные события жизни Майка, творческой как минимум. Но вот ни одному интервьюеру не хватает того задора, что можно увидеть в «КАЙФовых хрониках».

«Это позже стало нормой присваивать стили, а сибирский панк-рок настолько многогранен, что нет похожей одна на другую группы» - так Александр Чиркин оценил в своей книге сибирский рок. И если сравнить с описание Дмитрия Карасюка уральского рока конца 80-х, то мы увидим прямо противоположную ситуацию: там как раз все группы становились похожими одна на другую. А тот факт, что в них часто играли одни и те же музыканты и приводили к тому, что часто эти группы теряли свою собственную индивидуальность, превращаясь в некий сводный хор. Да и по сути, описанные в «Бегстве из зоопарка» такие ленинградские объединения как «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» и «Союз Любителей Музыки Рок» - это несколько иное проявление того же явления.

Но вот почему то именно «Бегство из зоопарка» оставило после себя довольно противоречивые чувства. С одной стороны, со страниц книги мы видим Майка Науменко как музыкального гения, а с другой - уж очень много внимания уделяется алкоголизму героя. Да, это было в его жизни и с этим не поспоришь. Причем довольно точно показано как этот алкоголизм стал следствием безысходности. Майку нужно было рости дальше творчески, но в какой-то момент что-то в нем сломалось. Тогда он стал все больше отдаляться от реальной жизни. Этот надлом показан в книге довольно точно.

Этого явно не хватило «Истории…» Карасюка. Переломность исторического момента со страниц книги чувствуется, но автору не удалось передать в полной мере тот шаг, когда состояние «еще плохо» перешло в «уже плохо». Из текста не очень ясно, что действительно стало той высшей точкой существования уральского рока. Первый фестиваль 1986 г. или все-таки второй 1987 г. А может быть эта точка вообще была где то вне этих фестивалей и ни как с ними не связана? Такое ощущение, что свердловский рок долго-долго карабкался на верх, а затем, не заметив вершину, тут же стал так же долго спускаться.

Может быть и правда, слом конкретной личности показать проще, чем изменение целого культурного явления?

Кажется, что ответ на этот вопрос можно найти в рецензиях на музыкальные альбомы описанного периода, которые занимают особое место в книге Дмитрия Карасюка. Многие написаны с ретроспективным взглядом из 2016 г., а в других случаях приводятся именно первые ощущения от того, когда альбом только увидел свет. Именно такие рецензии передают атмосферу того периода, позволяют более детально почувствовать концепцию каждого творения.

Это подтверждает в своих воспоминаниях и Мэднесс, когда наглядно показывает, что поводом для творчества в то время могло послужить все, что есть вокруг. Было бы интересно послушать «корейские» альбомы группы «КАЙФ». Но безжалостная рука Егора Летова уничтожила все записи, и от группы осталось только небольшое количество фотографий, которые мы видим со страницы книги. А ведь эксперименты явно были неординарные, и, думаю, сейчас точно бы входили в золотой фонд советского музыкального андеграунда.

Концерт Цоя и Майка в Свердловске в книге Д. Карасюка и А. Кушнира
Концерт Цоя и Майка в Свердловске в книге Д. Карасюка и А. Кушнира

Но раз уж все три книги о музыке, то, естественно, в них не обошлось без описания концертов. И пусть Меднесс в «хрониках» описал два концерта в Омске довольно обще, чувствуется (и видно по имеющимся в книге фото) что музыканты отжигали там по-полной. Что лишний раз подтверждает правило, что сибирский рок-андеграунд был более залихватским по сравнению с свердловским и ленинградским.

Александру Кушниру также удалось в полной мере передать атмосферу выступлений Майка, будь то маленький квартирник в ленинградской коммуналке или же электрическое выступление «Зоопарка» на большом стадионе. Музыкант на этих концертах всегда разный, но не проходит того момента, что бы его творчество оставило равнодушным.

Подольский рок-фестиваль, состоявшийся в 1987 г. – это та точка, в которой встретились герои всех трех книг. «Урфин Джюс» и «Чай Ф» отправляются на него в книге Дмитрия Карасюка. «Тысячи человек стояли навытяжку…, рыдали от счастья и кричали «Майк! Майк» - так об этом говорит Александр Кушнир. И стоит только догадываться насколько «красочным» было описание этого фестиваля от Егора Летова только что дембельнувшемуся Александру Чиркину.

Афиши Подольского рок-фестиваля в книгах А. Кушнира и А. Чиркина
Афиши Подольского рок-фестиваля в книгах А. Кушнира и А. Чиркина

И как бы не пытался Дмитрий Карасюк противопоставить свердловское и ленинградское рок-сообщество. Если прочитать воспоминания героев «Бегства из зоопарка», то чувствуется, что сходства, все равно, значительно больше, чем различий. Бесспорно Ленинград город на стыке цивилизаций, больше европейский, в то время как Свердловск – закрытый производственный центр, плотно существующий внутри уральских гор (именно наличием этих гор объясняется сам феномен свердловской рок-музыки в финале «истории…»). Но воспоминания о ленинградском музыкальное сообщество тех же 80-х в книге «Бегство из зоопарка» оставляет какое то ощущение, что читаешь если не об одном городе, а о максимально похожих. Чего не скажешь об Омске в «КАЙФовых хрониках». Это действительно город андеграунда, где музыканты жили собственной жизнью, но в то же время были абсолютно свободны в своих творческих проявлениях.

Тот самый дух свободы, о котором пишут все три автора, действительно заразил и наполнил всех. Наверное, он то и стал некой границей, сменой эпох. На место потерявшегося, но оставшегося навсегда свободным Майка и уничтожившегося самого себя уральского рок-клуба уже шли молодые сибирские панки, готовые стать голосом поколения.

Каждая книга по своему хороша и вызывает свои эмоции и ощущения. «История свердловского рока» Дмитрия Карасюка для тех, кто хочет получить энциклопедические знания про появление, становление и умирание уральского рока. «КАЙФовые хроники» Александра Чиркина – добрые и теплые воспоминания про сибирскую группу, оставшейся лишь на черно-белых фотографиях и не сохранившую ни одной записи. Фундаментальный труд Александра Кушнира – разносторонняя история отдельного музыканта, который был вписан в определенный социо-культурный процесс конкретной эпохи. И в каждой из них можно узнать много нового и интересного.

ПыСы. В канале можно прочитать обзоры на другие книги авторов:

Дмитрий Карасюк

СССР И «БИТЛЗ». ЛЮБОВЬ СКВОЗЬ ГОДЫ

СВЕРДЛОВСКИЙ РОК-КЛУБ И ПОСЛЕ НЕГО

Александр Чиркин

ОТКРОВЕННАЯ КНИГА О ГРУППЕ «ПУТТИ»

НОВОСИБИРСКИЙ АНДЕГРАУНД В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

книги о Майке Науменко

«КНИЖКА ДЛЯ МАЙКА»

МИФ ЛЕНИНГРАДСКОГО РОКА В ЧЕТЫРЕХ КНИГАХ

МАЙК, ЗУ И «ПРИЗРАКИ ГОРОДА N»