Найти тему

СВЕРДЛОВСКИЙ РОК-КЛУБ И ПОСЛЕ НЕГО

Сегодня Свердловский рок-клуб отмечает свой день рождения. Хотя музыкальная жизнь существовала в городе и до того, но именно с 15 марта 1986 г. принято отчитывать историю уральского рока. Естественным образом эта история продолжилась и после того, как перестал существовать не только этот самый клуб, но и город в котором он находился. Продолжается она и по сей день. Тем не менее, само явление уральской рок-музыки уже получило свои исследования о которых мы в этот славный день и вспомним.

Обложки книг про уральский рок
Обложки книг про уральский рок

В год, когда Свердловский Рок-Клуб отмечал своё 30-летие, т.е. в 2016 г., в издательстве «Кабинетный ученый» вышло две книги, которые в совокупности, не смотря на различные подходы к написанию, можно считать историей уральской музыки с конца 1960-х гг. по начало 2010-х гг. Описывающей более ранние события является книга исследователя Дмитрия Карасюка Свердловская рок-энциклопедия: «Ритм, который мы…». Про группы более позднего периода рассказывается в книге «Малахитовые гитары». Построена она в форме диалога через электронные письма между авторами Антоном Касимовым, который играл в группе «Невидимки, смотрящие на ботинки» и Дмитрием Мелких, участником коллектива LLAC (естественно, что рассказам про эти группы, авторы уделили особое место в книге).

Группа LLAC в книге «Малахитовые гитары»
Группа LLAC в книге «Малахитовые гитары»

Для знакомства с тем, что же представлял уральский рок в период своего создания, рассвета и частично заката книга Дмитрия Карасюка подходит лучше всего. Она претендует на всеохватность и включает в себя историю 41 группы, которые в разный период имели хотя бы косвенное отношение к Свердловскому рок-клубу. Здесь собраны все: от групп, которые когда-то гремели на всю страну («Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус») и гремят до сих пор («Чайф») до тех, которые не были широко известны даже в пределах Свердловска. Естественно, что последних оказалось намного больше, примерно половина всех упомянутых в книге. Но это не значит, что эти группы не обладают своей историей, пусть и короткой. Автор стремится раскрыть их максимально полно. Порой забытая даже её участниками группа вдруг начинает играть новыми красками. Совершенно неожиданно выясняется, что из неё вышел знаменитый шансонье, она принесла что-то новое в музыкальную палитру, эстетику или в манеру подачи звука.

Группа «Змей Горыныч» в книге «Ритм, который мы…»
Группа «Змей Горыныч» в книге «Ритм, который мы…»

Это особенно заметно на том фоне, что автор волей или неволей подчеркивает, что творческие судьбы многих музыкальных коллективов в Свердловске 1980-х годов пересекались самым невероятным образом. При чтении книги порой даже удивляешься, когда встречаешь одни и те же фамилии при рассказе про группы диаметрально противоположные по стилю и жанру. Но почти в каждой главе неизменно всплывает имя Александра Пантыкина. Для неискушенного читателя этот персонаж делается одновременно всё интересней и загадочней, поскольку вся история его группы «Урфин Джюс» раскрывается только в последней главе (что в принципе обусловлено тем, что названия групп идут исключительно по алфавиту). Тут то и появляется осознание, что именно этот коллектив был той силой, которая и двигала уральский рок, давая ему как новые идеи для творчества, так и банальную площадку для выступления.

Группа «Урфин Джюс» в книге «Ритм, который мы…»
Группа «Урфин Джюс» в книге «Ритм, который мы…»

При этом саму музыку, исполняемую коллективами, не назовешь однообразной. От традицициоонных эстрадных ВИА («Эврика») до брутальных металлистов («Степ»), от арт-джаза («Змей Горыныч бэнд») до хард-рока («Солярис»). Думаю, что даже многие из жителей Свердловска конца 1980-х не знали, что у них в городе происходит такая насыщенная музыкальная жизнь. Хотя во многом это не удивительно, учитывая, что песни многих групп так и не были зафиксированы на пленку. А некоторые перестали существовать уже после первого выступления.

ВИА «Эврика» в книге «Ритм, который мы…»
ВИА «Эврика» в книге «Ритм, который мы…»

Но вот авторы книги «Малахитовые гитары» рисуют историю уральской музыки следующих двух десятилетий уже совсем другими красками. По большому счету они начинают своё повествование там, где его остановил Дмитрий Карасюк. В отличие от предыдущей книги, в которой автор с исследовательской точностью стремится вспомнить всех, Антон Касимов и Дмитрий Мелких максимально ограничивают количество описываемых коллективов доводя их до 14. При этом в тексте прослеживается четкое деление на группы, которые имеют относительно широкую известность («Чичерина», «Смысловые галлюцинации») и тех которые интересуют авторов лично («4 позиции Бруно», «Курара»). Таким образом энциклопедическую выверенность сменяют личные воспоминания и оценки того процесса, в котором эти авторы непосредственно участвовали. Для закрепления этой авторской позиции Антон Касимов подчеркивает во введении: «Моя собственная музыка для меня важнее, чем чужая».

Группа «Невидимки, смотрящие на ботинки» в книге «Малахитовые гитары»
Группа «Невидимки, смотрящие на ботинки» в книге «Малахитовые гитары»

В предисловии Дмитрием Мелких даже упоминают автора предыдущей книги Дмитрия Карасюка (хотя «Малахитовые гитары» вышли раньше) стремясь доказать, что начиная с музыкантов начала 1990-х ни какой «наследственности» от старого рок-клуба не осталось. Новое поколение музыкантов больше ориентировалось на западные стандарты, пусть и уже давно устаревшие. Либо начинало искать, что-то свое совсем с нуля. Но вот в конечном итоге вывод, к которому в результате спора пришли авторы «Малахитовых гитар» оказывается очень похож на заключение книги «Ритм, который мы…».

Про группу «Смысловые галлюцинации» рассказывается в обоих книгах
Про группу «Смысловые галлюцинации» рассказывается в обоих книгах

Что бы рассказать про группы совсем новой эпохи авторы «Малахитовых гитар» сознательно отказываются от справочного формата. Они не идут по пути автора свердловской рок-энциклопедии, описывая коллективы, которые остались в памяти одним ярким концертом, а наоборот ставят под сомнение справедливость существования группы даже с 10 летней историей. Потому их список групп оказался настолько «избранным». Хотя очевидно, что в нынешних условиях рассказать в одной книге даже про большую часть екатерибургских групп не представляется возможным. Понятно стремление рассказать про коллективы в творчестве которых авторам довелось участвовать, ясно желание метнуть гневный взгляд в сторону более удачливых коллег, но в итоге это делает повествование неровным, рваным, а часто и малоинформативным.

Группа «Курара» в книге «Малахитовые гитары»
Группа «Курара» в книге «Малахитовые гитары»

Однако тут всплывет довольно занятный факт. Читая в «Малахитовых гитарах» про разные группы, читатели вновь из главы в главу натыкаются на одни и те же фамилии. Точно также, как и во времена свердловского рок-клуба, люди переходят из коллектива в коллектив, начиная играть совсем в других жанрах и направления, что часто приводит к появлению совсем новых групп. Даже так почитаемая авторами «4 позиции Бруно» от альбома к альбому меняла звучание и стиль музыки.

Группа «4 позиции Бруно» в книге «Малахитовые гитары»
Группа «4 позиции Бруно» в книге «Малахитовые гитары»

Особое дежа-вю со свердловской рок-энциклопедией возникает, когда практически в каждой главе в качестве саундпродюсера встречаешь имя Александра Пантыкина-младшего (который, что бы лишний раз не подчеркивать родство, укрылся под псевдонимом Sunny Swan). Причем записи этих музыкантов проходят на студии Александра Пантыкина «Tutti Records». Получается, что Пантыкин-младший вслед за своим отцом, сыграл значимую роль в истории целого поколения уральских групп. Так что, пусть и косвенная, но преемственность поколений здесь очевидна.

Александр Пантыкин и Александр Пантыкин-младший на страницах книг
Александр Пантыкин и Александр Пантыкин-младший на страницах книг

И, как бы не старались Касимов и Мелких скрывать эту самую преемственность, но в историях групп, про которые рассказывают они, периодически появляются фамилии, про которых полно и обстоятельно написал Карасюк: Вадим Самойлов, «Чайф», Алексей Могилевский. Так что музыканты рок-клуба вырастают из статуса начинающих музыкантов, которыми они были в книге «Ритм, который мы…» и становятся наставниками для нового поколения из книги «Малахитовые гитары».

Группа «Banga-Banga» в книге «Ритм, который мы…»
Группа «Banga-Banga» в книге «Ритм, который мы…»

Особенно в этой связи интересно читать про группы, чья активная музыкальная деятельность происходила в 1990-е и кто стал героями сразу обоих книг: Сергей Чернышев («Banga-Banga» / «Banga Jazz»), Макс Ильин («Группа Макса Ильина», «Собаки Качалова»), «Смысловые галлюцинации». Дмитрий Мелких относится к этим персонажам с особым снобизмом, Антон Касимов стремится держаться нейтралитета. А каким бы не было мнение авторов по поводу этих групп, но, как не крути, поклонников в конечном итоге у них наберется больше, чему у групп «Обе две» или «Городок чекистов». Но если процитировать вышеназванного Макса Ильина: «Получился такой мост между двумя эпохами».

Одно фото Макса Ильина, попавшее в обе книги
Одно фото Макса Ильина, попавшее в обе книги

А от такой скрытой или явной связи ни куда не уйти. В начале 1990-х исчез сам свердловский рок-клуб и те ДК и кинотеатры, в которых давали концерты его участники. На их месте появился клубы «Сфинкс» (названный так в честь свердловской группы), «Фауст» (возможно отсылка к недолго просуществовавшей свердловской джаз-рок группе «Доктор Фауст»), J-22. В них стали выступать более молодые группы, которые писали совсем другие тексты и играли на более лучших инструментах. Принципиально изменилась концепция проводимых в городе рок-фестивалей.

Группа «Сфинкс» в книге «Ритм, который мы…»
Группа «Сфинкс» в книге «Ритм, который мы…»

Поменялась жизнь, сменилось поколение. Им потребовалась музыка, звучащая в их ритме. Образовались группы, такую музыку играющие. Появились авторы, которые про них написали книги. Пройдет еще совсем немного лет и возникнет потребность писать историю уральской музыки 2010-2020-х гг. И вновь найдутся новые авторы, которые будут рассуждать про новые звуки и, возможно, негативно отзываться про героев «Малахитовых гитар». Они уйдут в историю, куда уже попала большая часть героев свердловской рок-энциклопедии. Но именно они в разной степени стали персонажами своей эпохи. Потому сегодня вспомним их всех! И тех, кто в положенный срок сменил их. И тех, кто уже готовится прийти следом.

Группа «Сансара» в книге «Малахитовые гитары»
Группа «Сансара» в книге «Малахитовые гитары»

ПыСы. Одновременно с книгой «Ритм, который мы…» у Дмитрия Карасюка вышла ещё «История свердловского рока 1961-1991». Про неё я немного писал здесь.