Суровое российское законодательство требует лишний раз напомнить, что Борис Гребенщиков, упоминаемый в этом тексте, ныне признан иноагентом.
В комментариях к постам этого блога меня несколько раз упрекали в том, что я пишу рецензии на книги, которые вышли довольно давно, потому все, кто хотел, их уже прочитал и моё персональное мнение о них ни кому не интересно. В связи с этим сегодня попробую рассказать про четыре относительно свежие книги (все они были выпущены во второй половине этого года), которые по сути своей объединены общей темой. Вот они:
Владимир Рекшан «Реалии русского рока. Роман-музей». Автор – основатель советской рок-группы «Санкт-Петербург», которая первая стала петь рок на русском языке. Основатель и директор первого национального музея рок-музыки. Собственно эта книга как раз и посвящена этому музею: истории его появления, проведенным мероприятиям, наиболее интересным экспонатам. Как раз через историю этих самых экспонатов можно узнать интересные факты об их владельцах. Кроме того, в книге еще много довольно интересных эпизодов о гастрольной деятельности самого Владимира Рекшана.
В канале можно прочитать обзоры на другие книги Владимира Рекшана:
ЧЕТЫРЕ ГРАНИ «НАШЕЙ МУЗЫКИ»
ВЛАДИМИР РЕКШАН И ЕГО ПУТЬ СПАСЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛИЗМА
«ФАБРИКА БАБОЧЕК» КАК ОБРАЗ ГРЯДУЩЕГО
Валерий Кирилов «Жизнь в Зоопарке». Автор барабанщик группы «Зоопарк» с 1985 г. и участник «классического» состава группы. Человек трагической судьбы. Эта книга уникальна тем, что в ней от первого лица рассказывается о концертах и гастролях легендарной группы, благодаря чему все её участники предстают в новом, часто неожиданном, ракурсе.
Обзоры других книг про Майка Науменко и группу «Зоопарк» в канале:
«МАЙК И ЦОЙ В СВЕРДЛОВСКЕ»
«КНИЖКА ДЛЯ МАЙКА»
МАЙК, ЗУ И «ПРИЗРАКИ ГОРОДА N»
ОДИН ВЗГЛЯД НА ТРИ КНИГИ
Джоана Стингрей, Мэдисон Стингрей «История русской рок-музыки в эпоху потрясений и перемен». Воспоминания американки, которая прославилась тем, что начиная с 1984 г. снабжала советских рокеров заграничными музыкальными инструментами и выпустила их пластинку в США. Как раз всем этим событиям посвящена первая часть книги «Стингрей в Стране Чудес». Вторая часть – «Стингрей в Зазеркалье» уже про то, как она стала знаменитой певицей в России. И эта часть ее биографии не менее интересна. Литературная обработка текста принадлежит её дочери, которая и выведена в качестве второго автора. Но также полноправным соавтором можно считать Александра Кана, который перевел эту книгу с английского и снабдил необходимыми комментариями.
Александр Кушнир «Аквариум»: геометрия хаоса». Попытка написать историю одной из самых значимых отечественных групп, которую я начал читать именно в тот день когда Борис Гребенщиков официально объявил, что «Аквариум» прекратил своё существование. В этом то как раз особенность книг, посвященных данному коллективу: историю группы можно завершить абсолютно в любой момент, заявив, что, дескать, после определенного события «Аквариум» как целостный коллектив прекратил существовать и превратился исключительно в музыкантов аккомпанирующих БГ. Уделив достаточное внимание ранней истории, автор выбрал такой точкой для финала 1997 г., когда состоялся концерт, посвященный двадцатипятилетию группы. То есть, ровно на середине существования «Аквариума». Потому хочется надеяться, что однажды у книги появится полноценная вторая часть.
Обзоры на другие книги про БГ и группу «Аквариум»:
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
ОНИ НАЧИНАЛИ «АКВАРИУМ»
Как можно понять, общим, и в определенной степени определяющим, лейтмотивом всех этих книг является Ленинградская рок-музыка периода своего рассвета. Да и ключевые персонажи, пусть и с разной степенью упоминания, но оказались во всех четырех книгах одними и теми же. Так что, по сути, перед нами четыре взгляда на одно явление, отчего данные издания естественным образом оказались в одном обзоре.
Из этих книгах наглядно видно, что период становления отечественной рок-музыки всё дальше удаляется в прошлое, становясь больше мифом, чем реальной историей. Потому-то, Владимир Рекшан и сообщает, что для сохранения артефактов этой эпохи и понадобилось создание музея. Чем-то подобным стала и книга Александра Кушнира. Не смотря на большое количество воспоминаний и цитат из интервью Гребенщикова перед нами насквозь мифологизированная и местами идеализированная история «Аквариума». В этом же ключе читается и текст Джоаны Стингрей, которая как минимум раз за десять страниц обязательно подчеркивает, что будучи в СССР 1980-х гг. она оказалась в Стране Чудес, и только вернувшись из нее, она тут же начинает готовить свое возвращение. Первоначально может показаться, что текст Валерия Кирилова из этой категории выбивается. Но и тут перед нами предстает романтическая история о путешествии четырех друзей по разным городам Советского Союза, полных приключений и событий.
Именно описанная обстановка могла являться фоном для развития в стране настоящего рок-н-ролла, который, с одной стороны, впитал в себя все лучшее из зарубежной традиции, а с другой продолжал «держаться корней». Этим и обусловлено появление в СССР таких групп как «Аквариум» и «Зоопарк». Они были обязаны появиться, чтобы не просто показывать другой мир, а учить всех своих слушателей жить в нем. Кушнир и Кирилов подводят своих читателей к этой идее практически параллельно. Только первый пытается с внешней стороны прогрызться в глубину явления, а второй наоборот выносит эту идею наружу из самой сердцевины.
Тут то и был необходи взгляд со стороны. Им в данном случае и выступают воспоминания Джоаны Стингрей. Она от страницы к страницы все больше проникает в суть явления, которое впоследствии назовут русской рок-музыкой. Ее очарование Гребенщиковым, Курехиным и последующими безгранично как раз по тому, что они не просто открывают новый мир, они ежедневно живут в нем, словно в своей параллельной реальности. Для Стингрей это долгое время странно и вызывает удивляет или непонимание. Но Владимир Рекшан и Валерий Кирилов описывают это же самое как обыденно и привычное. От того мифическая сущность явления становится еще более отчетлива.
В этой связи важно и то, что последние двое по-прежнему несут эту традицию. Владимир Рекшан собирает банду «Санкт-Петербург» в самых разных составах, которая выступает и выпускает альбомы. Про эти выступления в его книге много забавных и трагических историй. Валерий Кирилов продолжает нести идею «Зоопарка», убедительно объясняя на страницах книги, почему со смертью Майка, группа не прекратила своего существования. Подобную же линию ведет и Борис Гребенщиков, когда, не смотря на все перетрубации с составом и названиями, всё равно возвращался к идее «Аквариума». Потому, что с определенного этапа это нечто большее, чем просто коллектив музыкантов. Вот только, к сожалению, Александр Кушнир так и не довел в своей книге эту мысль до логического конца. А Джоане Стингрей помешала это сделать её чрезмерная влюбленность в БГ.
Когда приближаешься к финалу каждой книги, то неизбежно возникает ощущение потерянности. Джоана навсегда покидает свою Страну Чудес. Гребенщиков выбрал новую жизнь, распустив «Аквариум». «Судьба зоопарковцев сложилась трагично»: тюремные заключения, смерти, тяжелые болезни. Владимир Рекшан отдает дань памяти (а более молодых читателей знакомит) с легендарными музыкантами, покинувшими этот мир: Валерой Черкасовым, Колей Корзининым и Никитой Зайцевым. Но это составная часть любого мифа – он должен заканчиваться трагически.
Потому эти книги важны. Их авторы несут незамутненную память непосредственных участников тех, событий. Тексты могут отличаться по фактам или настроению, но они в полной мере описывают то, как рождалось, формировалось и развивалось, то, что теперь называют ленинградский рок. Что делает это явление намного большим, чем просто музыкой…