Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Что такое Кембрийский взрыв и как он повлиял на жизнь на планете?

 Sergey Pesterev / Unsplash
Sergey Pesterev / Unsplash

Первая глобальная зима наступила примерно 2,2 миллиарда лет назад, — рассказывает Энн Друян, автор книги "Космос. Возможные миры". —Длилась зима пару сотен миллионов лет — со 2 по 6 ноября согласно космическому календарю, когда мощные вулканические извержения прорвали толщу льда и по поверхности Земли начала растекаться раскаленная лава. Льды снова отступили к полюсам.

Гибель цианобактерий привела к тому, что атмосфера Земли стала огромным резервуаром с углекислым газом. Извергающиеся вулканы выбрасывали этот газ в атмосферу, в результате чего планета нагревалась, а лед таял. Живые организмы и скалы исполняли этот сложный танец на протяжении многих миллиардов лет, проводя планету через сменявшие друг друга циклы холода и тепла.

Затем — примерно 540 миллионов лет назад, или 17 декабря по космическому календарю, — случилось нечто удивительное.

Фотографии из книги «Космос. Возможные миры»
Фотографии из книги «Космос. Возможные миры»

К этому времени небо над нашей планетой было синим, а океаны омывали берега двух обширных материков и многочисленные цепочки более мелких островов.

Жизнь, представителями которой являлись до этого лишь микробы и простейшие многоклеточные организмы, неожиданно взмыла ввысь и шагнула вперед. Это явление называют ныне Кембрийским взрывом. Жизнь вдруг обрела ноги, глаза, жабры, зубы — и стала быстро эволюционировать,поразительным множеством форм. По планете интенсивно расселялись многочисленные легионы кембрийских творений: панцирные трилобиты; ветуликолии — морские существа, напоминавшие кольчатых червей или головастиков, но наделенные жабрами; покрытые иглами безголовые черви, называемые галлюцигениями (Hallucigenia), и многие, многие другие.

Фотографии из книги «Космос. Возможные миры»
Фотографии из книги «Космос. Возможные миры»

Мы пока не знаем, что именно стало причиной столь великого разнообразия жизни, хотя у нас есть на этот счет вполне правдоподобные теории. Видимо, виновниками этого стали содержащиеся в морской воде соединения кальция, некогда выброшенные вулканами. Жизнь отрастила спинной хребет, примерила на себя раковину и даже нашла способ устроить броню, прибегнув к помощи минералов. Отныне жизнь стала расти вширь и захватывать незаселенные территории — сушу.

А может быть, жизнь стала разнообразной благодаря защитному своду, созданному цианобактериями. Насыщение кислородом атмосферы привело к образованию озонового слоя, и благодаря ему жизнь без особого риска могла выбраться из глубин океанов и заселить материки, не опасаясь смертоносных ультрафиолетовых лучей.

Миллиарды лет жизнь только и могла медленно течь или сочиться. Теперь же она обрела способность плавать, бегать, скакать и летать.

Marcus Löfvenberg / Unsplash
Marcus Löfvenberg / Unsplash

А возможно, острая конкуренция между формами жизни привела к своеобразной эволюционной "гонке вооружений". Скажем, аномалокарис — гигантское существо, внешне напоминающее креветку, — обзавелось раковиной и длинными клешнями, которыми могло поднимать и переворачивать свою добычу — трилобитов, хватая их за более уязвимую часть. И дело долгие годы ладилось, пока трилобиты не разработали победоносную защитную стратегию — гибкую сегментированную раковину, позволявшую им защищаться от врага, мгновенно сворачиваясь в закрытый со всех сторон клубок. Трилобиты отражали атаки и существенно увеличивали свое поголовье, а аномалокарисы остались ни с чем и постепенно вымерли от голода.

А может быть, Кембрийский взрыв, приведший к появлению новых форм жизни, был запущен вирусами? Мы привыкли считать, что они несут нам погибель, а они не так уж и плохи. Есть у них одно свойство — небрежность. Может быть, они оставили свою ДНК, меняя хозяина? Причем некоторые из хозяев под влиянием этой ДНК изменились не в худшую, а в лучшую сторону, приспособившись к окружающей среде.

 Halacious / Unsplash
Halacious / Unsplash

Вполне может быть, что буйное разнообразие жизни, расцветившее нашу планету в кембрийский период, стало результатом всех вышеперечисленных факторов. Или же оно имело другую причину, которую нам еще предстоит отыскать. Какова бы ни была правда, жизнь научилась выбираться из любой темницы, куда ее заточали.

Значит, нет такой западни на Земле, какая могла бы ее удержать. И потому спустя сотни миллионов лет после Кембрийского взрыва наступил день (он просто не мог не наступить), когда жизнь вышла за пределы Земли — потому что не могла оставаться взаперти...»

Энн Друян, автор книги «Космос. Возможные миры» и верная спутница американского астронома и астрофизика Карла Сагана, просто и интересно рассказывает о сложных вещах, при помощи впечатляющих иллюстраций вспоминает о знаковых открытиях в истории человечества.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Наука
7 млн интересуются