Вечные противоречия между верой и неверием в силы человека, «прогрессивным» и «консервативным».
Свифт и Дефо — лидеры мнений
Нам Джонатан Свифт и Даниэль Дефо известны как авторы романов «Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо». Но современники знали их больше в качестве публицистов. В теории оба писателя-просветителя обличали часто одно и то же. Во внутренней политике Англии оба ненавидели злоупотребления, коррупцию, несправедливость, несовершенство законов и порочность политиков.
По вопросам внешней политики в теории и Свифт, и Дефо были во многом похожи. Например, оба делили войны на «справедливые» и «несправедливые».
Как водится, теория не вяжется с практикой. Свифт и Дефо находили разные способы избавления от пороков, которые выражались в их политических убеждениях. Свифт, потомок старого аристократического рода, был консерватором, сторонником тори. В противовес ему сын скромного лондонского бакалейщика, Дефо, был преданным вигом.
Разные политические воззрения вылились в различную оценку конкретных событий. Например, Дефо и Свифт по-разному относились к действиям Аугсбургской лиги. Хоть оба и считали захватнические войны несправедливыми, но Дефо боевые действия одобрял. Как истинный виг, он считал, что только приобретая новые земли и отвоевывая колонии, Англия могла упрочить своё положение в мире, получить наиболее выгодные для себя торговые условия.
Свифт же считал, что единственной целью участия Англии в кампании Лиги было упрочнение на троне короля Вильгельма Оранского. Самой же стране война принесла только долги, а людям смерть.
Полемика о природе человека
Даниэль Дефо верил в человека и считал, что даже если он попадёт в среду без цивилизации и общества, то не опустится до скотского состояния. Примером этих идей стал Робинзон Крузо, проведший 28 лет на острове и создавший себе там прекрасные условия для существования. По замечанию писателя уже XX века Джеймса Джойса, Крузо — идеал британского колониста.
В полемику с Дефо через несколько лет после публикации «Робинзона Крузо» вступает Джонатан Свифт с романом «Путешествия Гулливера. Так, в последней части тетралогии Свифт показывает людей еху. Изначально на остров, на котором встретил дикарей Гулливер, попали двое англичан. Их род ширился, но из-за отсутствия цивилизации и нормального общества дичал. Вскоре все их потомки превратились в аморальных и отвратительных еху.
Джонатана Свифта часто обвиняли в мизантропии. Сам же он себя таковым не считал: по Свифту, мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Он же не питал ненависти к человечеству, так как никогда не имел иллюзий на его счёт.
Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму еху. Напротив, Дефо в человека и его силу верил. Их романы — прямое продолжение политических и философских воззрений.