Найти в Дзене

Три книги о славянских корнях

В этой статье речь пойдет о серьезной научной литературе, том, что называется монографиями. Эти три книги - каждая в свое время - открыли мне массу любопытного об истории, верованиях, культуре и языковом развитии славян. Так что всем интересующимся подобными темами советую, но, повторюсь, это не для легкого чтения.

1. Борис Рыбаков. Язычество древних славян (1981)

Книга рассказывает о древних славянских верованиях, прослеживает их развитие от веры в добрых и злых природных духов (упырей и берегинь) до оформления пантеона. Автор опирается на письменные источники, как отечественные, так и зарубежные, свидетельства археологии, этнографии, фольклора и языкознания. И из всего этого создается картина, более сложная, чем знакомый нам со школьной скамьи Киевский пантеон. Да и главное здесь, по-моему, не в тех или иных богах, а в том, как именно воспринимали мир наши далекие предки и что из этого мы, как ни удивительно, донесли до современности. В фундаменте славянской культуре оказались отголоски древних верований охотников и собирателей, на которые затем наслоилось миропредставление земледельцев (о критике концепции Б. Рыбакова можно почитать здесь).

-2

2. Владимир Пропп. Исторические корни волшебной сказки (1946)

Несмотря на то, что книге уже больше полувека, это один из самых глубоких и фундаментальных трудов о русской сказке. Наши волшебные сказки скрывают в себе память о древних обрядах инициации. Суть их была в том, что, переходя на новую общественную ступень (становясь из детей полноправными членами общества), юноши и девушки должны были умереть в одном качестве, чтобы возродиться в другом. И обряд обставлялся как путешествие в иной мир, в котором испытуемым нужно было добыть тайные знания и умения. Отсюда все эти путешествия в тридевятое, подземное и прочее царства, в дремучий лес и за огненную реку. Меняясь и отмирая, обряд превращался сперва в детскую страшилку, а затем в сказку, небывальщину. Сюжеты русских сказок автор сравнивает с мифами самых разнообразных народов, и выявленные совпадения и параллели очень многочисленны и любопытны.

-3

3. Олег Трубачев. Этногенез и культура древнейших славян (2003)

Из всех книг, о которых идет речь в этой статье, эта - самая специфическая и сложная для восприятия, как по мне. Но менее интересной она от этого не становится. Олег Николаевич Трубачев - филолог, лингвист, славист, знавший множество евпропейских и славянских языков, древних и современных. В этой книге он сосредоточен на поиске прародины славян средствами сравнительного языкознания и обосновывает её нахождение на Дунае. С этой гипотезой можно соглашаться или нет, но автор приводит множество языковых связей славян с древними европейскими народами - даками, иллирийцами, балтами, кельтами, германцами. Языковые связи тянут за собой культурные и исторические - пусть фрагментарные, но каждая - это ещё одна частичка знания о наших предках.

Сведения из всех трех книг в чем-то пересекаются и дополняют друг друга, создавая пеструю картину. В одном они точно сходятся: славяне - народ с глубокими историческими корнями и древней культурой. Многое из этой культуры сохранено в таких привычных нам сказках, традиционных вышивках, языке, обрядовых традициях, деревянных наличниках. Нужно лишь уметь взглянуть под правильным углом.