В августе 2020 года компания «Кронштадт» представила новую серию беспилотников тяжёлого класса. Презентация макетов прошла в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020». На форуме показали макеты новых летательных аппаратов «Гелиос», «Гром», «Сириус».
Главным событием форума стала презентация беспилотного летательного аппарата «Гелиос». БпЛА «Гелиос» — это совместный проект российской компании «Кронштадт» и АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва». По классу «Гелиос» является аналогом американских разведывательно-ударных беспилотных аппаратов MQ-9 Reaper.
Технические характеристики нового беспилотника
«Гелиос» весит 4 тонны, при этом сам может поднять вес в 1 тонну. Размах крыла нового БпЛА составляет 30 м, а длина — 12,6 м. Кроме того, он оснащён турбовинтовым двигателем с толкающим воздушным винтом. Максимальная скорость БпЛА — 350-450 км/ч.
Беспилотник способен поддерживать постоянную скорость в ситуации оперативного реагирования в течение 30 часов и на высоте более 10 000 метров, отлетая от базы на 3 тыс. км.
Преимущества «Гелиоса»
«Гелиос» имеет несколько преимуществ перед своими предшественниками.
Во-первых, предполагается, что новый летательный аппарат будет управляться через спутниковую связь.
Во-вторых, при грузоподъемности в 1 тонну БпЛА оснащён радиолокатором, который расположен в нижней части фюзеляжа. Радиолокационная станция (РЛС) выполняет функцию радара. Обычно такая РЛС используется для самолётов дальнего радиолокационного обнаружения. Например, на А-100 «Премьер».
В-третьих, время и дальность полёта нового летательного аппарата значительно увеличены.
Кроме того, в производстве БпЛА используются композитные материалы. В основе композитных материалов лежит соединение веществ с разными свойствами. Это прекрасная альтернатива тяжёлым металлам, которые применяют для покрытия самолёта и изготовления деталей. Вот основные причины использования композитных материалов в составе «Гелиоса»:
- снижение веса нового беспилотника;
- снижение количества потребляемого топлива за счёт снижения веса;
- повышение качества деталей благодаря их повышенной прочности, гибкости и большей устойчивости к давлению;
- защита БпЛА от ржавчины.
БпЛА «Гелиос» может осуществлять радиолокационный дозор, имеет функцию наведения. Кроме того, беспилотник способен осуществлять разведку и наносить авиаудары.
Разработки «Кронштадта»: «Гром» и «Сириус»
Помимо «Гелиоса», на форуме были показаны и другие летательные аппараты, в числе которых турбореактивный беспилотник «Гром». Вот его основные функции:
- осуществление воздушной разведки,
- поражение целей на воде и на суше,
- обнаружение и уничтожение средств противовоздушной обороны.
Не менее важным событием стала презентация макета беспилотного аппарата «Сириус». Для него характерна большая продолжительность полёта, поэтому в отличие от «Грома» «Сириус» выполняет несколько другие задачи:
- воздушное патрулирование территории и объектов,
- экологический и противопожарный мониторинг,
- топографическая съёмка местности,
- экстренная доставка грузов на большие расстояния,
- ретрансляция сигналов радиосвязи.
На форуме «Армия-2020» компания «Кронштадт» продемонстрировала не только макеты новых летательных аппаратов. Разработчики показали наземную часть комплексов с беспилотными летательными аппаратами (систему для управления взлётом и посадкой, систему для обработки информации). Кроме того, компания показала технологии создания деталей для новых беспилотников.
Разработчики делают всё возможное, чтобы догнать США. Однако американские ВВС уже приступили к поискам нового перспективного БпЛА для замены Reaper с 2030 года. И вопрос о том, смогут ли в ближайшие 10 лет отечественные летательные аппараты конкурировать с американскими, остаётся открытым.
Тем не менее российская авиация активно развивается. В то же время не стоят на месте и информационные технологии. Например, компания SFERA разрабатывает одноимённую платформу приложений. Она вместит в себя более 20 сервисов, чтобы облегчить решение повседневных задач. Узнайте о проекте больше на YouTube-канале SFERA project.