В конце 1896 года сложилась уникальная обстановка, когда все ведущие державы Европы были готовы к окончательному разделу ослабшей Османской империи.
К этому времени Турция, хотя и продолжала считаться великой державой, по факту уже давно ею не являлась.
Огромные территории Османской империи в Северной Африке, на Аравийском полуострове, в Месопотамии и Курдистане уже давно лишь формально признавали власть Стамбула.
Кроме того, в 1894 году Турция объявила о своём банкротстве, а в 1895 в районе Сасуна произошел армянский погром, который вызвал возмущение всей Европы.
Англичане сразу же стали "ковать железо, пока горячо". Премьер-министр лорд Солсбери публично предложил разделить Османскую империю, а бывший премьер, член Парламента лорд Гладстон начал накалять международную обстановку. Он называл Османскую империю "Позором цивилизации", "Проклятием человечества" и т.п.
Лорд Солсбери полагал, что Британская империя вправе забрать себе Месопотамию, Аравийский полуостров, остров Крит и(!) Черноморские проливы. России же предполагалось отдать только небольшие приграничные части с армянским населением.
При этом Италии Лорд Солсбери предложил территории современных Ливии и Албании. Чем вызвал открытое возмущение Австро-Венгрии также претендовавшей на Албанию. Премьер Англии не моргнув глазом тут же "перетасовал карты" и "вернул" уже обещанную Италии Албанию австрийцам, а итальянцам взамен "отдал" Марокко или Тунис.
Пикантность (или наглость) ситуации была в том, что территории Марокко и Туниса уже были оккупированы Францией, которая тут же недвусмысленно развернула в Средиземном море свой морской флот.
Поэтому Британская эскадра, уже было собравшаяся выйти в Мраморное море из Мальты, оказалась под угрозой быть запертой двумя союзными флотами: с одной стороны Русским, а с другой стороны - французским. В итоге англичане так и остались на месте.
Следует добавить, что в этот исторический период Черноморский флот флот был сильнейшим в мире и легко мог занять не только Черноморские проливы, но и Босфор и Стамбул, что, без сомнения, привело бы к окончательному распаду Османской империи.
Усиление Русского флота в бассейне Черного моря было следствием долгой программы модернизации, которая началась при Александре II в 1883 году, и продолжилась в течение всего царствования Александра III.
В частности, в Николаеве и Севастополе к 1888-1889 годам были построены три броненосца, оснащенных по последнему слову техники: "Екатерина II", "Чесма" и "Синоп".
Кроме того, в 1892-1895 годах в строй Черноморского флота были введены броненосцы "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец", "Три Святителя" и "Ростислав". А также 22 малых миноносца, шесть канонерских лодок, три минных крейсера и т.п.
По мнению военных экспертов, только один броненосец - "Екатерина II" был сильнее всего турецкого флота вместе взятого, который по техническому оснащению оставался на уровне 1860-х годов.
Однако Николай II все-таки попытался договориться с англичанами. С этой целью царь осенью 1896 года посетил Великобританию. Переговоры царя и Лорда Солсбери состоялись в резиденции королевы Виктории - замке Балморал.
Но хитрый 65-летний лис Лорд Солсбери отвечал на все инициативы 27-летнего Николая II уклончиво, а также постоянно юлил и изворачивался.
Как и следовало ожидать, русско-английские переговоры так ничем и не закончились, но международная обстановка вокруг Оманской империи уже изменилась. В итоге Николай II то ли не решился занять Черноморские проливы, то ли проявил милосердие к Турции (есть даже такая версия).
В любом случае благоприятный момент, когда на стороне России была и сила, и общее Европейское мнение (кроме англичан в вопросе проливов). был упущен.