Найти тему

«Майские указы» и минимальная доля оклада: что обещают бюджетникам.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомню, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

2020-м была еще одна достаточно неоднозначная идея – ввести почасовой МРОТ. Авторы идеи обосновали это тем, что с установленным почасовым МРОТ будет проще устанавливать оплату труда для тех, кто трудится по краткосрочным трудовым договорам.

Но дальше возникли проблемы: по действующим правилам работнику нельзя платить меньше МРОТ (12 130 рублей в месяц). Если разделить эту сумму на число рабочих часов, выйдет не очень много – около 70 рублей в час, именно столько и нужно будет заплатить работнику пропорционально отработанному времени. А если установить почасовой МРОТ на уровне 150 рублей, как предлагает ЛДПР, это будет прямая дискриминация тех, кто работает за месячный МРОТ (то есть, работник с почасовой оплатой сможет отработать в 2 раза меньше времени, чтобы получить ту же сумму).

Другие идеи касательно повышения зарплат бюджетников были настолько «оторваны» от жизни, что так и остались лишь идеями.

ИДЕИ ЛЕТАЮТ В ВОЗДУХЕ...