В 1859 году английский натуралист Чарльз Дарвин опубликовал главный труд всей своей жизни – «О происхождении видов с помощью естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь». С тех пор прошло более 160 лет, но основы, заложенные ученым, легли в основу современной синтетической теории эволюции.
Так вот, в своем труде Дарвин выдвинул достаточно смелую для своего времени гипотезу: все формы жизни на нашей планете имеют одного общего предка. Но возможно ли такое?
Более века ответ на этот вопрос висел в воздухе. Но вот появились абсолютно новые науки – генетика, молекулярная биология, биохимия… И это дало гигантский толчок для получения большого количества открытий. Ученые «вскрыли» ДНК, определив ее структуру и состав. И выяснилась удивительная вещь – Дарвин был прав!
Оказывается, генетический код всех живых организмов на Земле имеет много общего. Этот код определяет то, как цепочка РНК или ДНК превращается в цепочку аминокислот, находящихся в белке. Причем для синтеза белка во всех организмах используются одни и те же аминокислоты, хотя с химической точки зрения их могло бы быть на порядки больше.
Кроме общего генетического кода все организмы имеют пару сотен общих генов, в основном причастных к синтезу белка. И у всех клеток есть общие ферменты. Случайным образом такое совпадение произойти не могло.
Сравнение ДНК дало ученым абсолютно ясную картину и понимание того, что всё живое имеет общего предка. Конечно, окаменелость с таким предком найти не представляется возможным, но следы этого предка вполне ясно прослеживаются в современных организмах, благодаря чему его вполне можно реконструировать.
Этот предок получил имя LUCA (Last Universal Common Ancestor – последний универсальный общий предок). Это самая последняя популяция организмов, от которых произошло всё живое, населяющее планету. В 2016 году ученые установили набор из 355 генов, которыми на сто процентов обладал LUCA.
При этом важно понимать, что LUCA не был первым живым организмом (его появлению предшествовала длительная эволюция), не был единственным организмом, жившим на Земле, и не был самым примитивным из них.