Найти в Дзене
Либера

Почему российские вузы не снижают стоимость дистанционного обучения?

Вторая волна коронавируса возвращает нас в онлайн, а студенты все еще не понимают, почему платят за дистанционку, как за очное обучение. Так должны ли вузы идти навстречу студентам?

Новый учебный год в университетах начинался очно и с оптимизмом. Однако термометры на входе, маски и антисептики не помогли нам избежать перехода в Zoom и Microsoft Teams. Вторая волна коронавируса приносит нам бодрящий вкус онлайн-обучения, а студенты снова подписывают петиции. Ведь они не понимают, почему платят за такое обучение так, будто оно очное. В то же время руководители ВУЗов отказываются от перерасчетов и снижения стоимости обучения.

В начале сентября студенты МГУ создали
петицию с просьбой о снижении стоимости обучения на время пандемии. По их словам, с переходом на дистанционное обучение качество образования ухудшилось. У студентов нет доступа к инфраструктуре вуза и им приходится самостоятельно изучать большие объемы материалов. Однако ректоры университетов еще весной утверждали, что занятия в онлайн-формате не изменяют стоимость затрат. Так ли это на самом деле?

Для начала разберемся в том, что именно включает в себя образование, и за что студенты платят вузам. Преподаватель Шанинки и РАНХиГС Александр Зарицкий считает, что важная часть образования – это усвоение информации, которую университет доставляет студентам. Он продает продукт – учебный план с набором дисциплин, у которых есть объём времени и контента. «Если предположить, что этот контент не меняется вслед за форматом, то разницы между очной формой и дистантом нет никакой. Качество образования здесь состоит в успешной доставке контента от преподавателей к студентам. Отчасти правы и университеты, которые не понижают цену на обучение, и студенты/родители, которые требуют такого понижения», – рассказал Зарицкий. По его словам, большую роль в процессе обучения играют также среда, возможность находиться в пространстве университета и подойти к преподавателю после пары, социализация, построение дружеских связей и профессиональных знакомств. При онлайн-обучении мы не можем получить ничего из этого.

-2

Теперь попробуем взглянуть на образование с точки зрения экономики и сравним расходы вузов при офлайн и онлайн-обучении. Когда студенты учатся дистанционно, они не пользуются аудиториями, которые предоставляет вуз, а также его инфраструктурой – библиотеками, столовыми, спортивными центрами, пропускными системами. Становится невостребованным и труд уборщиков, охранников, поваров, медсестер. Вместе с тем преподаватели начинают работать больше. На дистанционке они не только проводят занятия, но и ведут отчетность. Кроме того, преподаватели тратят время, чтобы освоить программы для видеоконференций, а также другие инструменты для улучшения качества занятий. А вузам приходится оплачивать полный доступ к ним, а также тратить деньги на разработку СДО и работу специалистов по их обслуживанию, хоть и небольшие. Получается, что вуз уменьшает затраты на очный формат обучения, но использует сохраненные деньги для расходов на дистанционный.

«Затраты сильно не меняются и принципиально меньше обучение стоить не будет. Это делается на полгода максимум и большой разницы по обучению нет. Если мы сейчас все пересчитываем, бухгалтерия должна менять договорную систему, объявлять скидки, считать затраты. А устраивать сложнейшую процедуру по смене расценок на 2-3 месяца с тем, чтобы потом вернуть старую систему и потратить деньги на то, чтобы все менять, смысла нет никакого, не та ситуация», – объяснил Либере кандидат экономических наук и преподаватель РАНХиГС Николай Кульбака.

Переходите на наш сайт: http://libera.media/

Instagram: @liberamedia