Чарльз Ригдон был предпринимателем, который в 1850-е годы являлся совладельцем мастерской по изготовлению весов и других высокоточных инструментов “Ригдон и Хэмстед”. Предприятие было расположено в Сент-Луисе, Миссури. Рядом находилась фабрика Шока и Маклэнахана. Ригдон являлся одним из поставщиков оборудования для неё. Когда Шок и Маклэнахан занялись производством револьверов в 1858-м году, станки и инструменты, которые они использовали, были производства “Ригдон и Хэмстед”.
В апреле 1861 г в США началась Гражданская война. Одним из самых беспокойных штатов оказался Миссури. Дело в том, что общество там было расколото практически поровну: горожане в большей степени тяготели к Союзу, а жители сельских районов – к Конфедерации. Ригдон, несмотря на то, что жил в крупном (по тем временам) городе, являлся горячим сторонником южан. Он предпринял попытку организовать поставки оружия, производимого фабрикой Шока и Маклэнахана в Конфедерацию. Из этой попытки ничего не вышло, поскольку Абель Шок был выходцем из Пенсильвании и поддерживал федеральное правительство. Тогда Ригдон решил сам организовать производство револьверов.
Однако оставаться в Сент-Луисе было невозможно. Уже начале лета 1861 г там появился союзный генерал Джон Фримонт, получивший от президента Линкольна пост командующего Западной группой войск Союза. Погрузив всё своё оборудование на пароход, Ригдон с соратниками отплыл в Мемфис, штат Теннесси.
Что он там делал и предпринимал до весны 1862 г покрыто мраком веков. Можно предположить, что он пытался организовать оружейное производство, однако у него ничего не получалось. Впрочем, не у него одного. В газете Daily Appeal за 15-е ноября 1861 г был опубликован анонс, что "Eagle Foundry" Стритера, Чемберлэна и МакДэниэла начинает изготовление револьверов типа Кольт. Однако неизвестно ни одной единицы оружия, выпущенного этим предприятием. Удача к Ригдону пришла в лице Томаса Лича.
Томас Лич был англичанином, который приехал в Мемфис еще в 1854-м году, и вместе с 4 партнёрами организовал бизнес по спекуляции хлопком. Когда вспыхнула Гражданская война в поставках хлопка начались перебои. Чтобы зарабатывать деньги, Томас Лич занялся скупкой стратегических материалов (цинк, медь, латунь) и оружия. Затем он оптом перепродавал их армии Конфедерации.
Как встретились Ригдон и Лич неизвестно. К январю 1862-го относится первый известный контракт Томаса Лича с правительством Конфедерации на поставку 5000 кавалерийских сабель и ножен: 200 в неделю по цене 20 долларов за комплект. Похоже, коммерсант решил заняться самостоятельным производством оружия. Наверняка, он в этом слабо разбирался и ему требовался человек, который знает, как всё делается. Ригдон имел необходимую квалификацию. С этого времени и началось их партнёрство.
Фабрику разместили в Колумбусе, штат Миссисипи. Генерал Борегар предусмотрительно подготовил этот город к тому, чтобы переместить туда свои тыловые подразделения, в том числе Бюро вооружений и боеприпасов под командованием майора Ханта и военные склады под началом капитана Логвуда. Более того, по приказу генерала в Колумбусе был воздвигнут государственный арсенал. Фабрика Лича и Ригдона открылась по соседству.
В феврале она заработала, выполняя военный заказ по производству холодного оружия. До середины марта армия в лице капитана Логвуда получила 770 кавалерийских сабель, 111 артиллерийских тесаков и 342 артиллерийских тесака с в комплекте с поясами. Излишки Лич и Ригдон продавали через свою компанию Memphis Novelty Works в Мемфисе. Но когда войска Союза взяли форты Генри и Донелсон, а потом оккупировали Нэшвиль, город оказался под угрозой окружения.
Тылы конфедератов покинули Мемфис в мае 1862-го года. К этому времени относится объявление в местной прессе, где говорится о распродаже пехотных сабель, изготовленных предприятием Лича и Ригдона. Тон объявления даёт понять, что эвакуация на юг уже шла полным ходом. Лич и Ригдон пытались покинуть город налегке.
Летом 1862-го года все операции фирмы Лича и Ригдона сосредоточились в Колумбусе. Тогда же ассортимент расширился за счет огнестрельного оружия. Фабрика начала производить шестизарядные револьверы 36-го калибра по конструкции, являвшимися почти точными копиями Кольта Нэви обр. 1851 г. Главное отличие заключалось в круглом, а не октагональном в наружном сечении стволе. Накладка на рукоять была сделана из единого куска орехового дерева. Мушка, рамка рукояти и скоба спускового крючка изготавливались из латуни. Остальные части – из железа и стали.
Стандартной длиной ствола считалась 7 ½ дюйма. Но встречаются экземпляры с ранними серийными номерами и длиной 7 ¾ дюйма. Это говорит о том, что поначалу были возможны вариации.
В течение 1862-го года конструкция постоянно усовершенствовалась. У ранних образцов рычаг для заряжания (пыжеватель) имел шарообразный конец. С серийного номера 121 он был заменен на конец шарово-штифтового типа, который являлся стандартом до серийного номера 1500. Это было сделано, чтобы рычаг лучше держался в момент выстрела. Конец шарового типа оказался неудовлетворительным в этом отношении. Другим важным нововведением стало внедрение в конструкцию углублений на барабане между брандтрубками и прорези на ударнике, с помощью которого он зацеплялся в углублении. Таким образом, можно было заряжать все шесть камор и безопасно хранить револьвер со спущенным курком, совместив ударник с одним из углублений. Оригинальные Кольты Нэви этого не позволяли.
Клейма на стволе служат ключом к пониманию деятельности фирмы в первые дни в Колумбусе. Серийные номера 11 и 15, а также один револьвер без серийного номера, который считается ранним, имеют на стволах надпись LEECH & RIGDON NOVELTY WORKS CSA. Этот штамп был изменен перед номером 25 на просто LEECH & RIGDON. Использование NOVELTY WORKS только в ранних экземплярах поддерживает теорию о том, что изначально планировалась продавать огнестрельное оружие, так же как холодное, через Memphis Novelty Works, но после окончательного переезда в Колумбус партнеры отказались от этого плана и больше не указывали ту часть названия фирмы, которая относилась к мемфисскому торговому предприятию.
Количество выпущенных в 1862-м году револьверов неизвестно. Но их точно было не менее 75, потому что сохранилось письмо Лича и Ригдона генералу Джону Пембертону от 26-го ноября, где говорится, что в наличие имеется 75 револьверов, которые готовы к передаче в войска по цене 55 долларов за штуку. В том же письме указано, что фабрика производит 25-30 револьверов в неделю. С августа (которым исследователи датируют первые револьверы Лича и Ригдона) по ноябрь прошло 15 недель. Таким образом, приблизительный объем выпуска составляет 375 экземпляров.
Конфедерация не спешила заключать с Личем и Ригдоном контракт на револьверы. Записи капитана Логвуда одержат обширный список холодного оружия, шпор, стратегических материалов и даже упоминают паровую машину, купленные правительством у Лича и Ригдона. Но там нет револьверов. Из произведенных в Колумбусе экземпляров большая часть отправилась на гражданский рынок.
К декабрю 1862 г войска союзного генерала Шермана заставили конфедератов задуматься об эвакуации военных тылов ещё дальше на юг. Майор Хант получил от полковника Джошуа Горгаса приказ перебазироваться с арсеналом в Селму, штат Алабама. Переезд начался уже в декабре и это очень обеспокоило Лича и Ригдона. Они спешно продали капитану Логвуду всё, что могло заинтересовать армию. Освободив свои склады, оружейники начали перемещение фабрики в Селму, сначала на 175 миль железной дорогой до Мобила, затем на пароходе по реке ещё 175 миль до Селмы. По неизвестным причинам, когда оборудование прибыло в пункт назначения, его не стали распаковывать. Оно отправилось по железной дороге до Атланты, а оттуда в Гринсборо, штат Джорджия. Здесь началась новая глава истории Лича и Ригдона.
В феврале 1863 г, наконец, созрел контракт на поставку револьверов в армию Конфедерации. 6-м марта датируется выплата десятитысячного аванса производителям. В Гринсборо партнеры почувствовали, что их положение стало устойчивым. Они оперировали глубоко в тылу, вдалеке от угрозы армии Союза. Место было хорошее – рядом шла железная дорога, был облегчен доступ к материалам и оборудованию из Атланты и Огасты. Фабрика была просторной, рабочая сила имелась, производство револьверов можно было легко масштабировать. В банке находилась значительная сумма аванса. Весной 1863 года Лич и Ригдон решили выйти из бизнеса по производству холодного оружия и начали распродажу материалов, которые были связаны с такой деятельностью: кожи, железной и медной проволоки, припоя.
Все силы были брошены на изготовление револьверов. И, видимо, этих сил в какой-то момент перестало хватать. Где-то в промежутке после серийного номера 895 и до номера 903 с барабана исчезли шесть выемок для безопасного спуска курка.
Производство револьверов спокойно продолжалось до декабря 1863 г., когда по неизвестным причинам партнерство было расторгнуто. Запись об этом находится в архивах округа Грин, Гринсборо, штат Джорджия, и гласит, что за сумму в 10 долларов Чарльз Х. Ригдон передал свою долю собственности в Гринсборо Томасу Личу. Последняя поставка по военному контракту капитану Исадору П. Джирарди, начальнику военного склада в Огасте, случилась где-то в конце 1863 года. Существует документ от 4 января 1864 года, подписанный полковником Джорджем У. Рейнсом, разрешающий оплату «117 пистолетов по 55 долларов США за вычетом 25% ». Получателем платежа является фирма “Лич и Ригдон”.
Неизвестно забрал ли все эти деньги Томас Лич, или их как-то поделили. Деятельность Лича после расторжения партнёрства остается туманной. Известен один револьвер с клеймом LEECH & CO CSA и серийным номером 125. Означает ли это, что Лич какое-то время продолжал выпуск револьверов для Конфедерации – неизвестно. Никаких документов на этот счет не сохранилось. После войны он вернулся в Мемфис и до 1875-го года числился в городском справочнике как торговец хлопком.
Что касается Чарльза Ригдона, то он 1-го января 1864-го года заключил новый контракт с армией Конфедерации. Для его выполнения он сформировал новое партнерство, о чем было объявлено в Augusta Chronicle and Sentinel 27 января:” Нижеподписавшиеся сформировали партнерство под названием Ригдон, Энсли и Компания с целью производства револьверов (Colt's Navy Repeaters) по контракту с правительством Конфедеративных Штатов.”
Производство переместилось в Огасту, где была открыта фабрика на 60 рабочих мест, с планом расширения до 200 сотрудников. Причина переезда непонятна. Возможно, Ригдон хотел быть ближе к армейским структурам, в частности, арсеналу. Или он узнал, что Шерман готовит захват Атланты, и решил удалиться от неё подальше. Как бы то ни было, Огаста стала последним местом производства револьверов Ригдона.
Где сколько было произведено экземпляров точно неизвестно. Самый большой серийный номер дошедшего до нас револьвера “Лич и Ригдон” – 1481. Из этого числа надо вычесть число экземпляров, сделанных в Колумбусе. Таким образом, предположительно, в Гринсборо изготовили не более 1200 револьверов.
Самый наименьший серийный номер револьвера “Ригдон, Энсли и Ко.” – 1491. Самый большой – 2375. По-видимому, новое партнёрство произвело около 900 револьверов.
Это были хорошо сделанные револьверы, которые выгодно отличались от предыдущей модификации новым барабаном с 12 стопорами, 6 из которых были для безопасного ношения со спущенным курком, канавкой для капсюлей в щитке барабана и концом пыжевателя, сделанным по типу Кольта Нэви. Первоначально на револьверах штамповалась надпись AUGUSTA GA CSA, в конце 1600 - начале 1700 серийных номеров стали штамповать просто CSA, и так продолжалось до окончания выпуска. Причина этого изменения неизвестна, но наиболее вероятным объяснением является то, что штамп сломался или стал непригодным для использования из-за чего-то другого.
В ноябре 1864 года военное положение Конфедерации ухудшилось. При приближении войск генерала Шермана было принято решение расформировать арсенал в Огасте и перенести его в более безопасное место. Однако, судя по всему, большая часть огромного множества складов и цехов не покинула город. Только некоторые из них эвакуировались в Афины, штат Джорджия. Целый ряд учреждений просто исчез.
Чарльз Ригдон в этот раз, похоже, не собирался отступать. В июне он сформировал заводскую гвардию, состоявшую из рабочих. 22 ноября она получила боевое крещение в боях под Гризвольдвиллем. Там располагались друзья-конкуренты, также производившие револьверы по контракту с правительством Конфедерации. В результате сражений гвардейцы понесли потери: восемь раненых (несколько тяжело) и трое пропавших без вести. Гвардию Ригдона снова вызвали на подмогу, когда начались бои у Грэхэмвилля 4 декабря того же года. О потерях, если таковые были, неизвестно.
В это время хаоса и неопределенности капитан Хаджинс, представитель военного ведомства, осуществлявший приёмку оружия, продолжал навещать фабрику Ригдона, Энсли и Компании, как он начал это делать ещё в феврале. Последний зарегистрированный визит капитана в Огасту датируется 27-м января 1865 года, и, поскольку он больше не возвращался, эту дату, вероятно, следует считать датой окончания производства револьверов Ригдона.
По объёму поставок револьверов в армию Конфедерации предприятия Ригдона занимают второе место. На первом - револьверы Гризвольда и Ганнисона. Чарльз Ригдон предпринял всё возможное, чтобы помочь Конфедерации победить. Однако не сложилось. Поражение государства поставило точку на его револьверах. Сам Ригдон не надолго пережил Конфедерацию. Газета Angus из Гринсборо в выпуске за 5-е октября 1866-го года содержит заметку: “Умер; Чарльз Х. Ригдон, в понедельник вечером в 7 с половиной часов, воспаления кишечника; возраст 43 года.”
Оригинальные револьверы “Лича и Ригдона” и “Ригдона и Энсли” стоят тысячи, а некоторые экземпляры десятки тысяч долларов. К счастью, в настоящее время итальянская компания Uberti выпускает чернопороховой револьвер 36-го калибра под названием Leech&Rigdon, как вариацию реплики Navy 1851. Разница с Кольтом только в стволе. Если у Navy он октагональный, то у Leech&Rigdon – круглый. Этот револьвер, независимо от ствола, продается компанией за сумму 350-400 долларов.
Крупная американская фирма Cimarron Arms занимается продаже реплик исторического оружия на территории США. Для неё Uberti выпускает эксклюзивную версию CSA Battle Flag. У этой версии в накладки рукояти серебром инкрустировано изображение флага Конфедерации. Это поднимает цену револьвера до 750 долларов.
(с) Свен Железнов
Статью о револьвере Шока и Маклэнахана, а также много других интересных материалов по теме вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures - https://boosty.to/vintage_pictures
Читайте также:
Оружейная неудача: Элайша Кольер и его револьверы
Последний капсюльный Кольт: карманная модель Нэви 1865
Главный револьвер Гражданской войны: Кольт Арми 1860
Очень сложный Кольт: новая карманная модель, винтовка и ружьё Рута обр. 1855 г.
Револьвер завоевавший Запад: Кольт Нэви 1851
Гаранты демократии: Кольт Бэби Драгун и карманная модель 1849 г.
Самый харизматичный револьвер: ЛеМат
Любимый револьвер конных стрелков: Кольт Драгун
Револьвер для решения индейского вопроса: Кольт Патерсон
Cамый брутальный револьвер: Кольт Уокер
Гордость конфедератов Техаса: револьвер братьев Дэнс
Винтовка "проклятых янки": Генри 1860