Это завершение истории о том, почему имя Юрия Звенигородского в официальной историографии не слишком известно. Полный перечень заметок на эту тему внизу статьи.
В 1445 году на Русь с очередным походом отправляется сын Улу-Мухаммеда, того самого, который дал Василию Васильевичу ярлык на великое княжение. Василий, оставшийся без сильных военачальников, был разбит и, раненый, захвачен в плен. В Орде он обещал за себя выкуп: основал на мерянских землях Касимовское ханство и наложил на всех удельных князей дополнительную дань. Раньше плененные князья терпеливо дожидались, пока за них соберут выкуп на их собственных землях, а этот распоряжался тем, что ему не принадлежало, и удельные князья взбунтовались. Их возглавил Дмитрий Шемяка, и в 1446 году легко разбил войско Василия. При этом самого великого князя очередной раз захватили в плен и по приказу князя Ивана Можайского ослепили. Василий Васильевич получил прозвание Темный, и немедленно целовал крест Дмитрию Шемяке. Дмитрий последовал примеру отца и отпустил Василия Темного в Вологду, где тот собрал новое войско и захватил Москву.
Именно этот суд - суд благородства - стал называться Шемякиным. То есть суд не по закону, а по чести. Сейчас же это выражение имеет прямо противоположное значение: несправедливый. Почему? Читайте дальше.
В 1453 году Василий Тёмный послал дьяка Степана Бородатого «в Новогород с смертным зелием уморити князя Дмитрея». Дьяк Степан, по одной версии, передал яд посаднику Исааку Борецкому, который подкупил служившего Дмитрию Юрьевичу повара по прозвищу Поганка; по другой версии, дьяк обратился к боярину Дмитрия Шемяки Ивану Котову (Нотову).
Василий II получил известие о смерти Шемяки на церковной службе и сразу же пожаловал доставившему весть подьячему по имени Василий Беда звание дьяка. Ермолинская летопись содержит замечание о Василии Беде в связи с получением им дьячества: «прорекоша ему людие мнози, яко ненадолго будеть времени его, и по мале сбысться ему».
Митрополит Иона запретил поминовение погибшего Дмитрия Юрьевича. Игумен Боровского монастыря Пафнутий не подчинился этому распоряжению и, возможно, не велел называть митрополитом самого Иону, за что был заключен в темницу, но Пафнутий не смирился и митрополит вынужден был «смириться» с игуменом, «сам пред Пафнотием повинился и мир дав ему и дарова его и отпусти его с миром о Христе Исусе». Один из убийц Дмитрия Юрьевича (повар Поганка или боярин Иван Котов) вскоре постригся в монахи и явился в Боровский монастырь. Узнав об этом, преподобный Пафнутий изобличил его перед учениками («Смотрите, что даже ради иноческого чина он не очистился от крови») и отказался принять в своей обители.
Мартиниан Белозерский, назначенный в 1448 году игуменом Троицкого монастыря в награду за поддержку Василия Васильевича, и ставший тогда же духовником Василия, осудил отравление Дмитрия Юрьевича и назначил Василию Тёмному строгую епитимью. После 3 июля 1453 года Василий II перестал называть Мартиниана по имени в своих грамотах, в 1454 году Мартиниан покинул Троицкий монастырь, игуменом был назначен другой человек.
Но не смотря на все ухищрения, подтасовки и замалчивания, люди видели истинное положение дел, и на записи о смерти Василия Васильевича Темного рукой очевидца написано «Июда душегубец, рок твой пришед».
Предыдущие статьи по теме: "Как читать завещания", "Княжеский сын Василий и хан Тохтамыш у литовского князя", "Почему Тамерлан не разорил Москву. Новая версия", "Власть в Смоленске", "Великий князь Литовский и всея Руси?", "Самая скандальная свадьба в истории", "Кто придумал копейку", "Почему Звенигород не стал столицей", "Как не запутаться в князьях Василиях", "Как Василий Юрьевич стал Косым"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском