Найти в Дзене
Фактум

"То, о чём в блокаду помалкивали": как обеспечивали продуктами номенклатурных работников

#это_нужно_живым — проект, объединяющий опыт поколений

Цель проекта: сохранить истории старшего поколения, которые никогда не были опубликованы в интернет-пространстве.
Информация о проекте: Слово инициатора проекта

Цикл публикаций, составленный из воспоминаний Романова Владимира Андреевича (1907 – 1996). Для публикации в канале «Хакнем» материалы предоставлены внуком автора Романовым Владиславом.

Цикл статей "Моя блокада, которой для многих не было"

1 статья 2 статья 3 статья 4 статья 5 статья

ТО, О ЧЁМ ПОМАЛКИВАЛИ

Близилась осень 42-го года. Я с группой испытателей генераторов, собранных после реэвакуации, должен был ехать на Волховскую ГЭС. Дело в том, что волховское оборудование при наступлении немцев на Тихвин было увезено вглубь страны. Когда положение нормализовалось, его возвратили и решили использовать для энергоснабжения Ленинграда, протянув кабель по дну Ладоги.

Вот тогда-то мне довелось узнать, как обеспечивали продовольствием не простых тружеников, а номенклатурных работников. Получил командировочное удостоверение, к нему талон на сухой паёк в дорогу. Где получать? Да на Невском! В помещении Елисеевского магазина. Пошёл.

Витрины магазина завалены мешками с песком. Зашёл в подъезд, через который теперь ходят в театр «Комедии». Стеклянная дверь зашторена чёрным. Нажимаю ручку — поддаётся. Открываю и попадаю в помещение, освещенное электричеством!

«Довоенный фирменный «Гастроном», — дивлюсь я. На полках — коробки с конфетами. В магазине, кроме меня, ещё человек шесть — что-то получают. Прохожу к продавцу, показываю записку.

Просит подождать вежливо и учтиво. Отвесили полкило прекрасной копчёной колбасы, чего-то сладкого и ещё кое-какие мелочи. Всего понемногу, но всё качественное. Вышел на Невский, очухался и думаю: «Вот где кормятся начальнички!» И нормы у них иные, и выбор есть.

Фото военных лет в блокаду. Источник фото: ugrasu.ru
Фото военных лет в блокаду. Источник фото: ugrasu.ru

Для меня стало ясно, что здесь отоваривались избранные, ибо на голодный желудок и не запоёшь, и не заораторствуешь. Да и подгонять не сможешь. Только в 44-м году я узнал, что, кроме трёх категорий карточек общего снабжения, были ещё карточки снабжения литерного: литер «А», литер «Б».

Литер «Б» давали имеющим кандидатскую или докторскую степени. Подобную карточку я получил только после войны; когда закончил и защитил диссертацию. Если бы в 42-м давали столько, то выжить и сочинять музыку было бы возможно.

А что давали по литеру «А», узнать не привелось. Об этом никто и никогда не распространялся. Могу сказать, что непосредственное начальство в Ленэнерго — начальник лаборатории — ходил в блокаду здоровяком, а жена его приторговывала сливочным маслом. Но говорить об этом — ни-ни! Проговоришься — и полетишь с брони героически умирать на фронт.

Так и протянулся 42-й год. Зимой 43-го, как раз за три дня до прорыва блокады, меня переправили через Ладогу для работы на регуляторах Волховской ГЭС.

Автор: Романов Владимир Андреевич, во время войны работал в Ленэнерго, после войны закончил аспирантуру и до конца 1970-х годов преподавал в Ленинградском политехническом институте.

Если вы (или ваш родственник) были участником важных событий, которые хотели бы сохранить в памяти других людей — присылайте свою авторскую заметку (+ плюс фотографии из личных архивов) нам на почту info@haknem.com , мы опубликуем в рубрике #это_нужно_живым от вашего имени.

Подпишитесь на этот хэштег, чтобы читать другие истории 👉 #это_нужно_живым

-2

Цикл статей "Моя блокада, которой для многих не было":

1 статья
2 статья
3 статья
4 статья
5 статья
6 статья [Текущая]
7 статья
8 статья