Мы беседуем с Никоноровым Евгением Витальевичем, театральным художником.
Почему вы выбрали именно эту профессию?
У меня мама человек театральный, работала на телевидении. И с папой они познакомились в театре когда-то, в юности. И вот как-то так пошло. Я сначала просто учился на художника, а потом всё-таки в театр перетянуло. И теперь я не просто художник, а именно театральный.
Что входит в вашу сферу? Чем вы занимаетесь?
Театральный художник помогает придумать спектакль режиссёру. Сценография, декорации, костюмы – это то, что придумывает художник. Моя задача не просто оформить сцену, а стать сорежиссёром спектакля.
В основу сценографии, визуального ряда спектакля, который мы создаём на сцене - заложен режиссёрский замысел. Он рождается вместе, художником с режиссёром. Это не значит, что режиссёр что-то придумывает и диктует. А как раз именно в сотворчестве. Театральный художник читает пьесу, какие-то идеи, мысли появляются, потом встречается с режиссёром, и вот эту самую режиссёрскую задачу мы пытаемся найти и сформулировать вместе. И кто первый подает не важно, всегда происходит по-разному, в зависимости, от того какая ситуация, какой материал, с каким режиссёром работаешь.
Что самое трудное в Вашей профессии?
Самое трудное и самое интересное найти органичную идею, образ, адекватный образ того о чем мы вместе с режиссёром и драматургом хотим рассказать.
В любом случае это будет актуальная мысль. Ведь понятие актуальности очень условно, любой человек, живущий в наше время актуален. Актуальность может быть массовой, может быть индивидуальной.
И вот найти такую идею, смысловую идею, это самое важное и интересное, когда работаешь над пьесой или сценарием, что бы визуализировать текст и добавить своё мироощущение, свои эмоции.
Вы идете в первую очередь от текста или всё же режиссёр рассказывает сначала свою концепцию?
Режиссёр рассказывает свою концепцию и художник рассказывает свою. Мы договариваемся. Конечно, мы во многом опираемся на текст. Если мы в традиционном театре, то наша основа это драматургия текстовая – пьеса, если кино – сценарий. Мы от этого отталкиваемся. От идеи, которую мы видим в тексте и она близка мне и режиссёру. Идея, которая связана с этой пьесой.
Важный принцип работы - это когда драматургический материал помогает нам сформулировать идею спектакля. Мы не топчем ногами автора пьесы, который какую-то мысль транслирует, мы бережно к нему относимся. Если нам с режиссёром мысль драматурга близка или мы хотим об этом поговорить, то тогда мы эту пьесу берем. Если нет связей, нитей, связывающих нас с данным текстом, то нет смысла брать этот материал.
На что нужна смелость в Вашей профессии?
Смелость вообще всегда нужна. Можно подумать, что смелость нужна, чтобы взять некий образ, который совершенно не согласуется с пьесой. Из подросткового протеста. Я бы сказал, что такая смелость не важна и не нужна в нашей профессии.
А что важно в Вашей профессии?
А вот смелость поговорить на волнующие тебя лично темы, высказать своё мнение или найти образ неожиданный, глубинно связанный с пьесой.
Важно умение погружать в материал и выразить свою идею, найти связующие нити, мы же связаны друг с другом в коллективном творчестве, и надо найти это общее для нас. Вот это важнее. И выразить адекватно и понятно эту идею. Ведь это не так просто, можно сделать всё настолько запутанно,… а потом сказать, что я вот такой художник, я так вижу.
А это ведь проще всего. Мы такое проходили ещё совсем в юности, на начальном этапе творчества. Но взрослый художник, профессиональный, не может себе такое позволить.
Самый лучший, ценный совет, который Вам дали в профессии?
Прежде всего, я считаю, в любой деятельности художественной, творческой это, когда минимальными средствами мы выражаем максимально и большее. Когда мы берем идею и уходим, по возможности, от декора, от ненужной многословности. Убираем всё, что может сделать нашу мысль невнятной, неясной.
Самое главное это, по сути, и вот эту суть надо выразить максимально минимальными формами. Это относится не только к художнику, а ко всем – режиссёру, актёру. Надо соблюдать меру. Умение найти это меру, в этом искусство.
Какой Вы можете дать ценный совет тем, кто выбирает Вашу профессию?
Очень сильно подумать, понять, что это не развлечение, а любимое дело. Тут всё только по любви.
Я хочу сказать, что важно непросто что-то придумать, потому что просто фантазировать легче всего. А фантазировать, придумывать, опираясь на идею, которая связана с пьесой, сценарием. Самое сложное в профессии – умение работать в коллективном творчестве.
Совет научиться работать в коллективе и быть готовым к этому?
Да, именно. Когда ты художник единичный, то ты просто самовыражаешься, ты один. Это тоже сложно, но это другая профессия.
С каким героем ассоциируется Ваша профессия?
Чехов. Чаплин…
Я хотел бы ещё подобрать кого-то из современников, кто бы был понятен не только мне и знатокам, но и многим.
Чаплин, конечно, яркая и подходящая фигура. Балансирующий на грани массового искусства и очень индивидуального, глубинного. И безусловно - Чехов мой любимый автор.
Если бы Вы снимали фильм «Один день из Вашей профессии» как бы он назывался?
«Просто день». Любой простой день, он может быть выдающимся.
Я всегда, своим студентам говорю, что любой обыденный момент жизни, любые проблемы, которые появляются на жизненном пути, любые недостатки, с которыми нам приходится встречаться, надо превращать в достоинства. Любую проблему нужно принять, полюбить, то, что тебя мучает, что тебе не нравится и обернуть это в достоинство. И сделать это режиссёрским ходом. Это очень важное умение в профессии.
Мы все люди, а не какие-то волшебники. И те люди, которых мы видим по телевизору, или те, которые живут где-то далеко, высоко - это те, которые оборачивают свои недостатки в достоинства. Невозможно объять необъятное и надо использовать свои возможности, которые тебе даны и воспользоваться ими максимально.
Представьте, что вы самый известный человек на планете и Вам надо передать послание миру за 1 минуту. Что бы вы сказали?
Я бы хотел сказать, что чем более творческий и гениальный художник, чем он более известный и способный, тем большая мера ответственности лежит на нем. Любой человек уникален, он высказывается, а если это художник известный, он конечно высказывается, так что все это видят. А эта большая ответственность, ведь та энергия, которую мы несём обязательно проявится в пространстве и будет сказываться на каждом из нас. И если мы несем агрессивную энергию, то потом она обернется против нас же самих и в том же количестве, скольких людей она охватит. Добро придет тоже в сто крат сильнее, любви станет больше.
Художник должен знать, что он не просто самовыражается, а транслирует эту энергию, рождает её и она уходит в мир. Зачем тогда множить плохое, если можно множить хорошее? От плохого мы все погибнем, а от хорошего мы поживём ёщё!
Спасибо Евгений Витальевич за содержательные ответы. С вами был актер Юрий Шибанов и его канал "Лекарство от банальности". Буду рад если поставите лайк и подпишетесь на канал.