Книга «Космос. Возможные миры» — продолжение классической саги Карла Сагана. Энн Друян, соавтор и верная спутница Карла Сагана, с присущим ей талантом просто рассказывает о сложных вещах, при помощи впечатляющих иллюстраций вспоминает о знаковых открытиях в истории человечества.
Предлагаем прочесть отрывок из её книги:
«Давным-давно, еще до возникновения Земли, была только дымка холодного газа, состоящего из простейших атомов — водорода и гелия. Под действием гравитации они притягивались друг к другу, формировали облака, которые затем закручивались, превращались в плоский диск и сжимались.
Сила гравитации еще больше сблизила их, и атомы внутри облаков начали двигаться еще быстрее, заставляя облако коллапсировать на себя. Из-за этого температура подскочила до такого предела, что облако превратилось в природный термоядерный реактор. Атомы, действуя в согласии с законами физики, встречались и сливались в полной темноте. И вдруг вспыхнул свет — звезда.
В этом бульоне из элементарных частиц и сформировалось ядро одного из атомов — атома гелия. За миллиарды лет звезда, теперь уже старая, преобразовала все свое водородное топливо в гелий. Приближаясь к своему смертному часу, она, как и все старики, начала впадать в детство. Атом гелия соединился с двумя другими, став в результате одним из наших героев — атомом углерода.
Тем временем в другой части Млечного Пути происходили те же процессы, когда звезды рождались и умирали. Второй атом, гeрой нашей повести, тоже сформировался в сердце умирающей звезды. При вспышке сверхновой протоны и нейтроны слились с атомом углерода и образовали атом урана. И эти два атома странствовали по разным просторам Млечного Пути.
Наш атом углерода в ходе странствий стал частью маленькой планеты. По прошествии миллиардов лет он оказался в составе чрезвычайно сложной молекулы, обладавшей необычайным свойством — создавать точные копии самой себя. Это была та самая созидающая молекула, которую мы сегодня называем дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК). Так, этот крошечный атом сыграл крошечную роль в зарождении жизни, став частью первых одноклеточных живых организмов на дне океана, а после — радужной чешуи древней рыбы и когтя амфибии, выбиравшейся из океана на сушу.
Пережив столько перевоплощений, наш атом углерода не обрел ни самосознания, ни свободной воли: он был лишь крохотной шестеренкой в огромной космической машине, действующей в согласии с законами природы.
А тот, второй атом урана, родившийся в сверхновой, чем стал он? Наш собственный мир родился в огне, и этот крошечный атом был привлечен к нему. Возможно, он добрался сюда на гребне ударной волны, вызванной взрывом сверхновой. Как бы то ни было, уран оказался в составе земных пород, в недрах нашей планеты.
Со временем поверхность Земли остыла, но в ее нутре по-прежнему плавились минералы и металлы. Магма медленно циркулировала внутри, и наш атом урана с течением веков переместился из внутренней части на поверхность. Несмотря на высокие температуры и давление внутри Земли, целостности нашего атома ничто не угрожало. Атомы — существа маленькие, старые, прочные и долговечные.
Миллионы лет назад наш атом урана стал частью скалы на поверхности земли. Со временем эта скала обветрилась, осела и погрузилась в почву, и на ней вырос хвойный лес. Все создано из атомов, включая и нас с вами. Но до последних лет XIX века никто не подозревал о неистовой активности внутри них. Истории наших атомов, родившихся в разных концах Млечного Пути, вскоре пересекутся».
Книга «Космос. Возможные миры»: http://iza.st/aozxf
Цель книги — помочь нам по-новому осознать себя в космосе и на этой планете — бледной голубой точке на бескрайнем темном просторе.
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)