Можно много рассуждать об отношениях Михаила Булгакова со Сталиным: есть несколько десятков версий того, как складывались их отношения. К сожалению, стопроцентной правды мы уже не узнаем, но я собрала в этой статье ключевые факты, которые известны про отношения писателя и диктатора. А также попыталась сделать вывод об отношениях Мастера и Сталина.
Факт 1. Сталину нравилась пьеса "Дни Турбиных".
Изначально пьеса, основанная на романе "Белая гвардия" получила смешанные отзывы критиков, которые сменились разгромными рецензиями.
В 1929 году "Дни Турбиных" были и вовсе сняты с репертуара. Вот только на постановку пожаловал Сталин, который высказал свое восхищение работой Булгакова. После этого пьеса ставилась еще долгое время.
Факт 2. Булгаков никогда не знал наверняка судьбу своего произведения
Несмотря на покровительство Сталнина, Булгаков всегда находился в подвешенном состоянии и не знал, будут ли ставить его пьесу. Более 4 лет Булгаков работал над пьесой "Кабала святош" (в театральной постановке она называлась "Мольер"). Наконец, в 1935 году пьеса готова к постановке в МХАТе.
Проходит премьера, но спустя 3 недели в главном рупоре власти, газете "Правда" выходит статья "Внешний блеск и фальшивое содержание", которую пишет провластный критик Керженцев про постановку "Мольер". И пьесу с одобрения Сталина закрывают.
После этого в других газетах выходят такие же разгромные статьи из-за чего Булгаков покидает МХАТ.
Факт 3. Булгаков буквально остался без средств к существованию.
Друзья писателя вспоминают, что в письмах он извинялся, что пишет карандашом, потому что у него нет денег купить чернил. В этот момент писателю приходят мысли о самоубийстве.
Но то ли Сталин почувствал его состояние, то ли не хотел лишаться еще одного талантливого писателя (здесь мы имеем в виду самоубийство Маяковского), но Булгакова взяли либретистом в Большой театр. Стоит ли говорить, что ни одна опера с его либретто так и не вышла.
Факт 4. Булгаков подумывал показать роман "Мастер и Маргарита" Сталину.
Один из друзей семьи, литературный критик вспоминает слова Елены Сергеевны:
"Миша иногда говорил: "Вот вручу ему роман, и назавтра, представляешь, все изменится".
И довольно жутко в этом контексте звучит строчка из "Мастера и Маргариты", когда Воланд (протип Сталина) говорит Мастеру (прототип Булгакова), что "Ваш роман прочитали". И мы понимаем, что роман прочитал Иешуа. И мы получаем парадокс, что Сталин в романе и Воланд, и Иисус.
Факт 5. Булгаков знал, что пишет "Мастера и Маргариту" "в стол".
Сегодня странно осознавать, что сам автор не знал и никогда не узнает об успехе своего романа. Он осознавал, что написал что-то великое, но не был уверен, что кто-то еще прочитает роман. Вот что он писал в письмах:
"Свой суд над этой вещью я уже совершил, и, если мне удастся еще немного приподнять конец, я буду считать, что вещь заслуживает корректуры и того, чтобы быть уложенной в тьму ящика. Теперь меня интересует твой суд, а буду ли я знать суд читателей, никому не известно".
Факт 6. Сталин звонил Булгакову, и тот хотел бы продолжить разговор
Для понимания этого разговора, для начала приведем его почти без сокращений, как его задокументировали современники:
– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?
– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.
– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.
– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.
У Булгакова не было четкого понимания, как относится к нему власть
Да и Сталин играл с ним, как кошка с мышкой. Сегодня разговор, который ободряет писателя. Затем запреты его постановок, невозможность публиковаться, публичная порка.
Я думаю, что иногда Булгакову казалось, что личный разговор сможет ему дать ответы на его вопросы. Более того, у него было ощущение, что роман должен понравиться вождю (местами там проскакивают даже комплиментарные нотки). Стоит ли говорить, что сама рукопись автоцензурирована: писатель изначально не писал что-то радикально сатирическое про советскую власть, но и обойти эту тему не мог.
Друзья, а что вы думаете по поводу отношения Сталина к Булгакову? И насколько можно считать мою трактовку событий логичной?
Ставьте лайк, если вам было интересно прочитать эту статью. Подписывайтесь на канал, чтобы на Дзене появлялось больше полезного и оригинального контента.