В нашей стране уже больше двух лет транслируется Кубок NASCAR - высший национальный дивизион этих гонок. Однако до сих пор среди любителей автоспорта циркулируют самые странные мнения о них. Как поклонник Наскара, не могу не попытаться ситуацию немного изменить...
0. NASCAR - это гоночная серия.
Совершенно нет. Это ассоциация гонок на сток-карах (когда-то это были реально серийные автомобили, доработанные в гараже напильником, ломом и такой-то матерью, но сейчас уже вполне специальные гоночные машины). Под эгидой NASCAR проходит до чёрта серий - от Кубка (то, что и считают Наскаром люди, не очень знакомые с темой) до каких-то любительских соревнований уровня отдельных округов (на наши деньги - районов).
1. Все гонки Наскара проходят на овалах
Когда-то давно это было правдой, но уже не первое десятилетие в календаре как Кубка, так и младших национальных дивизионов обязательно присутствуют "дорожные" трассы (обычные стационарные), а с 2018 - и так называемые "ровалы" - роуд+овал, дорожная трасса, вписанная в овал и использующая часть его полотна, включая профилированный триовал и часть виражей. Как правило, это ровал-конфигурация в Шарлотт, а с 2020 используется и ровал-конфигурация Дайтоны (та, по которой проходит гонка американской серии прототипов "24 часа Дайтоны").
2. "Овал - это просто".
Эту идею любят озвучивать граждане, которых в гонки на овалах никогда не позовут. В самом деле, ну чего там сложного - только левые повороты... ой, а что это все трассы разные (к этому мы ещё вернёмся)? А чего это на триовале и на прямой тоже профилировка? А почему это на большинстве трасс надо использовать тормоза в вираже, это же овал?
Желающие на своей шкуре проверить, насколько овал прост, могут попробовать поиграть в любую игру по NASCAR, в стиме точно есть и свежие, и старые.
3. "Все овалы одинаковые".
Опять же, встречается у людей, только слышавших что-то про сам факт существования Наскара. Реально же овалы различаются по длине (в календаре Кубка в данный момент есть трассы от 0,5 мили, как Бристоль и Мартинсвилль, до 2,72 мили, как Талладега), конфигурации (различный радиус виража, различное число поворотов, различное число прямых), углу наклона трассы - т. н. бэнкингу (от почти плоских типа Мартинсвилля или Индианаполиса до 32 градусов в вираже Талладеги) и покрытию (асфальт, бетон, в календаре дивизиона пикапов есть даже одна грунтовая трасса - Элдора). Более того, даже так называемые "близнецы" - трассы одной длины с одинаковым покрытием, практически одинаковой конфигурацией и практически одинаковым бэнкингом - могут быть очень разными в зависимости от возраста покрытия.
4. Гонки на овалах очень опасны.
В общем-то в этом есть доля истины - любые гонки опасны, а гонки на таких средних скоростях и с такой жёсткой борьбой опасны вдвойне. Тем не менее статистика не подтверждает какой-то особой опасности NASCAR даже по сравнению с той же Формулой 1 - да, за примерно сравнимое число лет в Кубке погибло примерно вдвое больше народу, чем в Ф1, но и гонок прошло втрое, а то и вчетверо больше, и стартовали в каждой гонке вдвое больше пилотов! Реально же в NASCAR даже раньше ,чем в европейских (пафосно именуемых "мировыми") чемпионатах, начали повышать безопасность гонок как для гонщиков, так и для зрителей.
5. Овалы - это лотерея.
Разумеется, определённая доля лотерейности в некоторых гонках на овалах есть (классический пример - победа Джастина Хейли в Дайтоне-400 в 2019 году). Однако реально для победы недостаточно оказаться в нужном месте в нужное время - даже в драфтовых гонках (те самые суперспидвеи Дайтона и Талладега) для победы нужно для начала доехать в лидирующем круге до финиша и выйти в лидеры в нужный момент, сдержав весь пелотон. На подавляющем большинстве же трасс уровень "лотерейности" в финале гонки близок к нулю - зато уровень борьбы на высшей отметке.
6. В Наскаре специально выкидывают жёлтые флаги, чтобы собрать пелотон и повысить зрелищность.
Эта идея живуча до чёртиков и столь же бессмысленна - во-первых, бывают гонки, где нет ни одного коушена из-за происшествий (как в Ричмонде в этом году было), а во-вторых... на овале любой, даже самый маленький обломок может быть очень опасен. Если, к примеру, где-нибудь в Сочи кусок антикрыла на трассе можно легко убрать, а даже если кто и проколет колесо - максимум остановится в зоне безопасности, то на овале пробитое колесо - это авария. И не только самого проехавшего по обломкам гонщика, но и, скорее всего, ещё пары-тройки оказавшихся не в том месте не в то время пилотов. Поэтому частые коушены реально необходимы, а сделать их локальными на овале невозможно в принципе.
Если коротко - гонки под эгидой NASCAR чрезвычайно интересны, сложны и зрелищны. Высший дивизион (Кубок) NASCAR уже больше двух лет показывают на МатчТВ с русским комментарием - и автор статьи настоятельно рекомендует всем фэнам автоспорта их смотреть. А когда кто-то при вас в очередной раз повторит какую-нибудь глупость из опровергнутых выше - не верьте этому человеку. Даже если он многократный чемпион Формулы 1.
Поддержать автора можно, перекинув некую сумму вот сюда: https://money.yandex.ru/to/41001116911405