Ниндзюцу – одно из самых загадочных и таинственных боевых искусств. Люди-тени в черных балахонах и сейчас продолжают будоражить умы, хотя бум на них давно прошел. Количество мифов, домыслов, и заблуждений о ниндзя, превышает все мыслимые пределы. Попробую разобраться в этом, не сильно вдаваясь в подробности.
Начну с того, что, строго говоря, ниндзюцу - это не боевое искусство. Скорее, это – специфический образ жизни, завязанный на суровое ремесло, требующее феноменальных навыков. Ремесло, которое нельзя было сменить на любое другое. Это стратегия и философия, которая дополнялась боевым искусством, но не подменялась им.
Вопреки распространенному мифу, ниндзя не набирались из числа лучших самураев. В ряды воинов-теней вообще не набирали, не принимали, и не зачисляли каким-то иным образом. В клане ниндзя можно было только родиться, и в силу этого не иметь других вариантов жизненного пути.
Предками ниндзя были бродячие монахи, и прочие религиозные деятели, которые искали просветления и обретения сверхспособностей. Истоки их знаний, корнями уходили в Китай, к так называемым «лесным братьям». В Японии же эти мистики-бродяги сформировали учение, которое получило название «сюгэндо» - путь обретения могущества.
Имея большой авторитет и собственное мнение по многим вопросам, эти люди категорически не нравились властям. Настолько, что были объявлены вне закона. Им пришлось уходить в непролазные леса и горы, и становиться отшельниками. В уединении они продолжали практиковать, совершенствуя дух и тело, и со временем, к ним стали стекаться ученики. Это была довольно специфическая публика -беглые преступники, бродячие артисты, самураи, оставшиеся без господина. Словом, все те, кто так или иначе оказывался по ту сторону закона. Отщепенцы организовывали хорошо укрытые от посторонних глаз поселения, где жили, не боясь быть обнаруженными.
Щекотливое положение, вынуждало осваивать самые разные навыки, которые могли пригодиться в нелегкой жизни беглецов. И на эти навыки нашелся спрос.
В тот период Япония напоминала бурлящий котел, в котором то и дело вспыхивали очаги войн и конфликтов. Междоусобицы феодалов были обычным делом, превращая страну в одно большое поле боя. Воюющие стороны нуждались в квалифицированных диверсантах, которым можно было поручить самый широкий круг задач. И на эту цель как нельзя лучше подошли кланы горных отшельников. Выбора у них все равно не было: они не входили в социальную иерархию тогдашней Японии, находясь вне закона, и, следовательно, не могли претендовать на легальные занятия. Зато для воюющих князей это было как нельзя кстати: ведь их преданные самураи, при всем желании, не могли бы выполнять такую работу.
Самураи, несмотря на свою великолепную подготовку, не обладали специальными навыками диверсанта; к тому же, кодекс Бусидо запрещал «неблагородные» методы ведения войны.
Так постепенно формировалась уникальная каста наемников-отщепенцев, вошедших в историю под именем ниндзя. Со временем, ниндзя сформировали и довели до совершенства целый комплекс навыков, среди которых умение быстро и эффективно убивать, было лишь одним из многих.
Вот поэтому я и считаю, что ниндзюцу – это не боевое искусство, а, скорее - мастерство выживания и приспособления в самом широком смысле слова. Там, где другие стали бы гонимыми жизнью бродягами, ниндзя превратились в высококлассных востребованных профессионалов, умело использующих тогдашнюю политическую ситуацию. Ставя себе на пользу распри гордых, но бестолковых князей, они процветали, презирая своих нанимателей, связанных по рукам и ногам обычаями и законом.