Эта статья является логическим продолжением цикла моих заметок о КК «Аполлон» и некоторых аспектов, материалов по которым в русскоязычном информационном пространстве крайне мало, или полностью отсутствуют. Кроме того, рассказ о креслах КК «Аполлон» я надеюсь дополнить аналогичными статьями, посвященными креслу «Казбек» (КК «Союз») и «Чегет» (КК«Орел»). Но всему свое время.
Кресло КК «Аполлон»
Величина переносимых перегрузок в креслах КК «Аполлон».
Кресла для КК «Аполлон» должны были обеспечить безопасность астронавтов при выполнении различных маневров и при воздействии перегрузок «грудь-спина» и «спина-грудь» по 30G , «голова-ноги» и «ноги-голова» по 10G. Обеспечивало ли кресло переносимость реальных перегрузок до 30G, науке доподленно неизвестно, дело в том, что мировой рекорд принадлежит советскому испытателю В.К. Костину, перенесшим в кресле «Казбек» перегрузку «всего то» 26G, что на 4G ниже заявленной американцами планки.
Расположение кресел и членов экипажа
Кресла КК «Аполлон» представляли собой единую конструкцию (были скреплены вместе болтами). Конструктивно, они могли рассматриваться как левое, центральное и правое. С точки зрения расположения астронавтов, как 1,2 и 3 или сиденья командира экипажа, старшего пилота и пилота (слева на право).
Конструкция кресел
Кресла были изготовлены из алюминия и весили 180кг. Левое и правое кресла были идентичны, Центральное кресло соединяло левое и правое в единую конструкцию.
В условиях нормальной гравитации опорой для конструкции кресла служили амортизирующие стойки: четыре стойки Х-Х от передней перегородки, две Z-Z от заднего кольца и две стойки У-У (в случае плотного прилегания к боковым панелям). Стойки Х-Х и Z-Z крепились к конструкции кресел в области основных боковых балок левого и правого кресел. Боковые кресла могли быть установлены в позиции наклона спинки 170 градусов, однако, этому препятствовало оборудование, расположенное под креслами (мешки со скафандрами и т.п.)
Во время полета на орбите использовалась дополнительная позиция, обеспечивающая доступ в нижний приборный отсек и позволявшая занять место около LEB (нижнего приборного отсека). Угол чашки сиденья оставался равным 95 градусам, в то время как конструкция кресла (все тир кресла) продвигались на расстояние 16,2 см по направлению к люку.
Установка кресел
1 Ножная амортизационная стойка (ось Х-Х).
2 Бедренная амортизационная стойка (ось У-У).
3 Амортизационная стойка для головы (ось Х-Х).
4 Амортизационная стойка оси (Z-Z).
5 Три кресла скреплены вместе:
-фиксированный угол спинки кресла 2 градуса;
-ручное регулирование;
-система, подвешенная на амортизационных стойках;
-статическая система амортизационных стоек для приземления (работали только в момент приземления).
Позиции кресел
Позиция кресел во время полета и гулы установки сидений
1 Запуск, полет по орбите и посадка.
2 Полет по орбите и стыковка, доступ к нижнему приборному отсеку.
3 Покидание кресла для проведения навигационных измеренй.
4 Доступ к нижнему приборному отсеку.
5 Доступ к отсекам для хранения.
6 Место для сна (левое и правое кресла).
7 Отсек для хранения скафандра (левое кресло).
Позиции астронавта в кресле.
Американцы считали, что в стадиях запуска, полета по орбите и входа в атмосферу наиболее удобной является позиция с углом наклона спинки 96 градусов, в таком положении, бедренный угол составлял 108 градусов, что обеспечивало максимальную опору для тела при высоких перегрузках.
Угол наклона спинки 170 градусов или горизонтальное положение использовалось в случае, когда нужно было встать со среднего кресла. В нижний приборный отсек LEB астронавты входили только с центрального кресла. По этой причине, нижние подножки снимались, что облегчало переход из правого и левого кресла в центральное.
Позиция с углом наклона 170 градусов так же использовалась при навигационном визировании и наведении.
Позиции кресла без астронавтов
Угол 66 градусов чашки кресла использовался в основном в целях обеспечения доступа в правый и левый приборные отсеки, предназначенные для хранения.
Для обеспечения угла наклона 264 градуса необходимым являлось «вращение» чаши кресла под спинкой кресла. В результате такой операции освобождалось место для выполнения работ в отсеке LEB. Из-за ограниченного пространства между левым и правым креслами, такая позиция являлось возможной только в зоне центрального кресла. Размещение чашки кресла под таким углом являлось желательным только в том случае, когда астронавты пользовались канистрой для фекалий.
Кресло КК «Аполлон» (96 градусов, левое).
1 Ножные ремни.
2 Опора для ступней ног.
3 опора для голени.
4 Опора для бедра.
5 Опора для тазобедренной части.
6 Элементы находящиеся в чашке сиденья.
7 Опора для нижней части руки.
8 Опора для верхней части руки.
9 Боковая балка.
10 Спинка.
11 Чашка спинки.
12 Заголовник.
Действующие механизмы
1 Ручка установления опоры для ног под углом 66 градусов.
2 D-образное кольцо ножных захватов.
3 Рукоятка фиксатора.
4 Выдвижной запирающий механизм подлокотника.
5 Запирающее устройство в виде штифта системы стабилизации и управления.
6 Рукоятка запирающего механизма чашки сиденья.
7 Кнопка включения системы автоматического притяга.
8 Запирающий механизм плечевых ремней.
9 Расцепление штифта замка опоры для руки.
10 Запирающий механизм заголовника.
Исходя из вышесказанного, кресла для КК «Аполлон» являются наиболее сложными в функциональном плане из когда либо применяемых на космических кораблях, благодаря чему, невольно напрашивается их сравнение с легендарным салоном-трансформером пульмановского вагона, жалкую тень которого мы можем наблюдать при превращении столика на нижнем боковом месте в лежачее место у современного плацкартного вагона.