Александр Великий безусловно является одним из величайших завоевателей в истории. Для европейской культуры его личность имеет еще большее значение, поскольку кампании Александра ознаменовали торжество античного эллинизма над восточными цивилизациями. Современники и потомки восхищались Александром, практически все крупные военные деятели стремились достичь таких же успехов, как и этот македонский правитель-военачальник, умерший в невероятно раннем для деятеля подобных масштабов возрасте 32 лет.
Однако представим себе, что Александр Великий не погиб, а продолжал жить и сражаться вплоть до 65 лет, к примеру (в этом возрасте погиб Чингисхан, а в возрасте 68 лет скончался Тамерлан). Какие же еще военные кампании планировались и куда повернули бы свои сарисы македонские фаланги?
I. Известно, что незадолго до смерти Александр планировал поход в Аравию. Он рассчитывал подчинить своей власти земли полуострова, в особенности южные порты, выходящие к Индийскому океану и к Красному морю. Шли серьезные приготовления, до похода оставались считанные дни, и только быстрая кончина завоевателя помешала осуществлению этого плана. Неизвестно, как бы сложилась история Ближнего Востока и всего мира косвенно, если бы Аравия была покорена эллинами. Были бы возможны арабские завоевания, зародился бы ислам? Или, напротив, арабы бы объединились и разгромили македонские армии, положив начало своей экспансии в еще более ранние времена?
II. Война с Карфагеном являлась также одной из приоритетных задач Александра Великого. Финикийцы оказали ожесточенное сопротивление македонским войскам. Александру пришлось в течение многих месяцев осаждать город Тир, который он все же в конечном счете взял штурмом и разрушил, обратив в рабство всех его уцелевших жителей.
Моя заметка на эту тему: https://vk.com/id279090714?w=wall279090714_34623/all
Карфаген был союзником Тира, но опоздал с подмогой. Тир был уже уничтожен, и Александр, отпустив захваченных в плен карфагенских послов, через них объявил войну пунийцам. Однако поход в пределы северной Африки отложился до окончательного покорения македонцами Персии. Безусловно Александр не забывал о Карфагене и вынашивал планы организации огромной военной кампании по покорению всего Средиземноморья, о чем пишут греческие историки. Воплотить свои замыслы он не успел, но несомненно война на западе была бы весьма серьезной и кровопролитной. Карфаген, Сиракузы и иные греческие и финикийские колонии вероятно оказали бы упорное сопротивление великому завоевателю. Но тем больше Александру досталось бы славы и величия в случае успеха. Македонские армии имели серьезный шанс достичь Атлантики и создать для своего полководца империю, значительно большую, чем Римская держава в расцвете своего могущества.
III. На острие македонских копий могли оказаться и древнейшие цивилизации Востока - Индия и Китай. Индийский поход Александру пришлось прервать из-за недовольства войска, однако ничего не помешало бы ему в перспективе продолжить наступление против индусских княжеств. Индийцы не могли оказать серьезного сопротивления македонским войскам, поэтому ряд хорошо организованных кампаний вполне мог отдать все эти земли в руки покорителя Азии.
После покорения Индии открывался путь далее в невиданное прежде Китайское царство. Сложно вообразить, каких пределов могла достичь империя Александра и куда довело бы царя его стремление покорить мир.
IV. Скифские дела также занимали так или иначе внимание мирового завоевателя. Полководец Александра Зопирион погиб со всем своим войском где-то в северных землях Балканского полуострова. Массагетские кочевники в свое время разгромили и убили основателя Персидской империи Кира, которым восхищался Александр Великий. Горные районы Бактрии и Согдианы были мятежным очагом его царства. Постепенное продвижение вглубь степных пространств и горных цепей Причерноморья, Приволжья, Кавказа, центральной Азии выглядело вполне реальной перспективой. Александр строил укрепленные города - Александрии, заселяя их македонскими переселенцами. Это были его военные оплоты в глухих и удаленных местах империи. Против бунтовавших горцев и кочевников применялась тактика "выжженной земли". Вполне вероятно, что укрощение степей и покорение горных народов стало бы самой тяжелой задачей великого завоевателя, но с его энергичность, находчивостью, стратегическими талантами он мог рассчитывать на славные победы и в этих непростых кампаниях.
Таким образом, мир, возможно, стоял на пороге создания невиданной по величине и мощи империи, простиравшейся бы от Атлантики до Тихого океана. Мечты Чингисхана получили бы воплощение более чем тысячелетием ранее. Эллинистическая культура опоясала бы земной шар, проникнув во все развитые регионы планеты. В результате могло сложиться так, что Восток и Запад соединились бы в единую империю, а синтез культур и достижений послужил бы основой для грандиозного цивилизационного скачка человечества. И, хотя этого не произошло, перспектива подобного события тогда виднелась яснее, чем когда-либо...