Сегодня поговорим про бизнес - рассмотрим одну из характеристик, которая мне встречалась.
"Дойная корова" и "на продажу"
1. "Дойная корова" - так называют бизнес, который дает основной доход, но владелец бизнеса тоже занимает какую-то роль в нем, часто ключевую.
Таким образом владельцу необходимо трудиться, чтобы бизнес работал и приносил доход.
Правильным расчетом получения денег для работающего владельца будет состоять из ЗП и дивидендов. Причем, зарплата может быть и в виде какого-либо процента, главное, чтобы этой зарплаты хватило на то, чтобы иметь возможность нанять на рынке труда специалиста на замену себя, если это будет необходимо. Ну а с дивидендами понятно - это прибыль бизнеса, которая может быть получена владельцем.
Такой вид бизнеса может быть очень разным - от предпринимателя в одном лице до крупной корпорации с советом директоров, IPO, но с присутствием владельца. Примеров таких мелких бизнесов куча. Из крупных можно вспомнить Билла Гейтса до 2008 года, Стива Джобса, Илона Маска и т.д.
2. Бизнес на продажу. Организуется сразу из нескольких человек, с хорошо организованной структурой, и налаженным взаимодействием на всех этапах - от производства до продажи.
Как правило организация такого бизнеса требует вложений от создателя. Либо владелец с нуля и без вложений создает сначала "дойную корову", а потом наводит порядок в организационной структуре, распределяет роли и выходит из участия. Примеров тоже достаточно много... Из довольно известных - Евросеть, Вконтакте... Из свежих, наверно Олега Тинькова можно вспомнить. Хотя использовать свое имя, а потом продавать мне кажется, не очень хорошая идея.
Если собственник и организатор участвует в ключевых процессах - это может хорошо влиять на развитие, такой бизнес сложно "отжать". Но очень важно правильно распределять роли и компетенции.