Найти в Дзене
Просто о сложном

Нуклоном по Килоповеру. Часть вторая, оптимистическая

Всевозможными межорбитальными буксирами Роскосмос занимается уже очень давно и это правильно. Дело это действительно нужное.

Электрореактивные двигатели (иначе ЭРДУ - электрореактивные двигательные установки) известны давно и обладают замечательными характеристиками - во всем, кроме того, что касается выхода из гравитационного колодца. Иными словами - для старта с земли у них радикально не хватает тяги (вернее, для обеспечения такой тяги необходима совершенно циклопическая плотность энергии). А вот в космосе летать - менять орбиты или таскать грузы от планеты в к планете - пожалуйста.

Электрореактивный двигатель. Фото взято из открытых источников
Электрореактивный двигатель. Фото взято из открытых источников

Принцип работы таких двигателей прост - электрическая энергия используется для того, чтобы придать импульс частицам: они подхватываются электрическим полем, разгоняются и покидают двигатель, толкая его в противоположном направлении (как струя сгоревшего газа толкает его в химических аналогах). При этом можно добиться очень и очень высоких показателей удельного импульса (УИ). УИ - это показатель эффективности топлива реактивного двигателя и он равен отношению импульса, который придает двигателю сгорающее в нем топливо, к расходу этого топлива (массовому, обычно). Если излагать более просто, то УИ равно максимальному времени, в течение которого данное топливо в невесомости может придавать ускорение в 1g массе равной массе данного топлива. Ну, или совсем уж по простому - в течение какого времени одна и та же масса топлива будет толкать корабль.

Для химических двигателей УИ измеряется секундами и минутами, а вот для электрореактивных двигателей УИ может составлять десятки и сотни часов. То есть, если взять с земли тонну химического топлива с окислителем, то на нем можно поработать несколько лет - при учете того факта, что оно имеет неприятную особенность разлагаться, диффундировать, воздействовать на стенки баков, его нужно поддувать и, в конце концов, при некоторых обстоятельствах оно может просто взорваться. А взять с собой тонну инертного газа ксенона (одно из самых популярных рабочих тел для ЭРДУ) - и проблем с хранением никаких, и работать на нем можно очень и очень долго, да и с дозаправкой проблем нет, и окислителя не нужно.

Проблема с широким использованием ЭРДУ одна - для их работы нужно электричество. Причем, чем больше, тем лучше.

Где в космосе берется электричество? Самое простое (и самое широко используемое) - использование солнечных батарей. Панели фотоэлементов, ориентированные на Солнце исправно выдают электрический ток и питают практически все орбитальные аппараты, а также аппараты, посланные к другим планетам.

И это "дармовое" электричество активно используется - на большинстве современных спутников стоят именно ЭРДУ. Самые разнообразные - ионные, плазменные, на эффекте Холла и т.п. Именно они отвечают за позиционирование спутников, зачастую - за подъем их до требуемой орбиты и т.д.

Обидно лишь то, что выдаваемые солнечными панелями плотности тока недостаточны для работы действительно мощных ЭРДУ. В самом деле - самая энергетически мощная орбитальная "солнечная электростанция" - МКС - обладала на пике своих возможностей мощностью порядка 110 - 130 кВт, а сейчас, в силу деградации фотоэлементов (есть у них и такое неприятное свойство), а так же из-за поломок вырабатываемая мощность снизилась до 90-100 кВт. Вообще, МКС по электричеству дефицитна. В частности и по нашей вине: свой НЭМ - научно-энергетический модуль, который должен добавить 50 кВт мощности - мы так и не запустили и до сих пор "одалживаем" электричество у американцев.

Солнечные панели МКС. Фото взято из открытых источников
Солнечные панели МКС. Фото взято из открытых источников

Другой способ получения электричества в космосе - использование атомных реакторов. Собственно говоря, зная недостатки солнечных батарей, работы в этом направлении начались еще на самой заре космической экспансии человечества.

Первая попытка реализации ЭРДУ с питанием от атомного реактора в космосе - американский SNAP 10A - проработала порядка полутора месяцев и, в целом, неудачно. Сам по себе реактор фурычил нормально, но как только попробовали включить ионник, как возникли пробои в схеме и спутник приказал долго жить. "Ромашка", примерно в то же самое время испытывавшаяся в СССР, так и не взлетела.

SNAP 10A. Фото взято из открытых источников
SNAP 10A. Фото взято из открытых источников

Зато в 70-80 годы летали сначала "Бук" (в целом успешно), а потом "Топаз" - советские спутники разведки, на которых стояли ядерные реакторы с термоэмиссионными преобразователями.

Макет ядерного реактора-преобразователя "Топаз". Фото взято из открытых источников
Макет ядерного реактора-преобразователя "Топаз". Фото взято из открытых источников

Они питали не только аппаратуру слежения, но и знаменитые СПД (стационарный плазменный двигатель - ЭРД производства КБ "Факел", которое до сих пор держит по этой теме одно из первых мест в мире).

СПД производства КБ "Факел". Фото взято из открытых источников
СПД производства КБ "Факел". Фото взято из открытых источников

На этой базе в позднем СССР возникло немало первых проектов межорбитальных и межпланетных буксиров ("Геркулес", "Енисей" и т.п.), но все они дальше эскизов так и не пошли.

Собственно говоря, нынешний "Нуклон" - будем называть его так - есть как раз продолжение этих тем. Напомню, в одной из предыдущих статей я описывал структуру и модус операнди российской космонавтики, которая как раз и предполагает, что ежели какое КБ вцепится в тему - то с нее не слезает до самого расформирования. В данном случае - работы велись, проекты предлагались (сначала надеялись на сотрудничество с американцами, потом возникла идея "прорыва" - под который и удалось, наконец, получить деньги), и вот десять лет назад началась движуха.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Но, надо сказать, движуха эта имеет два принципиальных отличия от предыдущих вариантов.

1. Построение собственно "космической АЭС". И "Буки", "и "Топазы" были термоэмиссионными, иначе говоря, использовалось непосредственное преобразование тепла в электричество. Здесь же предполагалось использование турбины и генераторов, прямо как на Земле. Это - суперновизна, и это более, чем круто - таким образом можно очень серьезно поднять КПД выработки электроэнергии. То есть на реакторе того же типа, что и в "Топазе" - в полтора-два раза поднять электрическую мощность. От которой прямо зависят характеристики ЭРДУ.

2. Охлаждение "капельного" типа. Напомним - в настоящее время все охлаждение идет через излучение. Излучение с поверхности. Иными словами, чем больше площадь поверхности - тем больше излучение - тем эффективнее охлаждение. Увеличивать до бесконечности площади радиаторов нельзя. А вот передать тепло теплоносителю, а потом распылить его на микрокапли, на порядки увеличив площадь излучения, чтобы затем эти капли собрать и снова пустить в дело - это можно... ну, по крайней мере попробовать сделать. И если получится - это будет если не революция, то по крайней мере - прорыв.

И вот сейчас, после десяти лет НИОКР нам вроде бы что-то показали. Что именно?

Рассмотрим в следующей части.

Наука
7 млн интересуются