Музей Хора, или Карие Джами, осколок Византии в мусульманском мире Стамбула. Здесь находятся самые необыкновенные мозаики, которые мне когда-либо приходилось видеть. Ну и вообще это место стало самым впечатляющим за всю поездку.
Точная дата постройки Хоры неизвестна. Первые упоминания о ней содержатся в документах 4 века: тогда на этом месте стояла небольшая часовня за городской стеной, что и отражено в названии: церковь Христа Спасителя Хора (с греческого Хора обитель за пределами города, в полях). Есть мнение, что её основал дядя императрицы Феодоры или, что более вероятно, генерал Крисп, зять узурпатора Фоки.
В 413 году в церковь были привезены мощи святого Вавилы, она стала популярна среди паломников простых людей и знатных лиц.
После разрушительного землетрясения в 557 году церковь отстроили заново по приказу императора Юстиниана. Здесь появился полноценный монастырский комплекс с новой церковью Богоматери, больницей, приютом, банями и кельями иноков. На территории монастыря хоронили практически всех кнстантинопольских патриархов, сюда в своё время был изгнан патриарх святой Кирилл, здесь принял постриг тиран Фока.
Ещё одно землетрясение произошло тут в 8 веке, незначительно разрушенную обитель быстро восстановили. Нынешние сооружения относятся к концу 11 века, когда для монастыря началась новая жизнь: к власти пришла династия Комнинов, при которых монастырь и был перестроен.
В 1204 года Константинополь разрушили крестоносцы: из Хоры вывезли не только мощи святых, но и все ценности, а саму обитель осквернили.
Украшающие храм знаменитые мозаики были созданы в 14 веке в 1302 1321 годах, во время следующего восстановления храма Феодором Метохитом.
В 1453 году османы захватили Константинополь, и Хора была христианской еще полвека, хотя и пришла в запустение, а в 1500 году турки заштукатурили все фрески и превратили храм в мечеть Карие Джами. Как бы там ни было, штукатурка помогла потрясающим фрескам и мозаикам сохраниться, и дойти до нас хотя бы в том виде, в котором мы может их сегодня наблюдать.
Реставрационные работы начались здесь в 1948 году, и за десять лет фрески и мозаики были очищены. Сейчас обитель не действует, однако мы с вами можем посетить музей Карие, открытый в древней церкви.
К сожалению, общий вид церкви нам снять не удалось храм реставрируется, он весь в строительных лесах и накрыт крышей, под которой строители могут продолжать работу в любую погоду. На фото в глубине справа виден строительный каркас.
Итак, фрески и мозаики находятся в нартексе и экзонартексе. Экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс Богоматери.
Оба покровителя церкви и Христос, и Богоматерь, на этой мозаике:
Внизу по бокам от центральных фигур фигуры поменьше, как было принято в средневековой традиции. Справа Мария Палеолог, получившая в монашестве имя Меланья, незаконная дочь Михаила VIII и сестра императора Андроника II. Считается, что она была похоронена в церкви Хора, однако раскопки, которые могли бы подтвердить или опровергнуть этот факт, не проводились. Слева от Богоматери Исаак Комнин.
В куполе нартекса Христос Пантократор (Вседержитель), в сегментах двумя ярусами размещаются фигуры, имеющие отношение к родословию Христа, праотцы и потомки Иакова:
В третьем компартименте над входом также Пантократор. Он окружен сюжетами Претворение воды в вино и Умножение хлебов:
Среди других сюжетов Сон Иакова:
Иоаким и Анна с маленькой Марией:</p>
Волхвы перед Иродом:
Ирод повелевает избить младенцев:
Введение Богоматери во храм:
В приделе, называемом парекклесием, где располагались гробницы, находится цикл фресок. Фрески яркие и отлично отреставрированные, они не хуже и не лучше мозаик они другие.
Центральный сюжет в конхе апсиды: Сошествие во Ад, где Христос подаёт руки Адаму и Еве, чтобы вытащить их из саркофагов.
Здесь же изображен Страшный Суд: праведники, грешники, лава, стекающая вправо из-под ног Судии, и над всем этим уникальный сюжет ангел, сворачивающий небо в конце времен.
В куполе над западным компартиментом парекклесия находится изображение Богоматери с младенцем Иисусом и 12 ангелов:
Рассамтривать фрески и мозаики и искать знакомые сюжеты можно бесконечно долго. Не знаю, сколько времени я провела в Хоре, но обошла её как минимум три раза. И всё равно осталось множество фрагментов, которые моя фотокамера не запечатлела. Будет повод добраться сюда ещё раз. Здесь очень необычные ощущения. Их сложно описать, что-то вроде всё было, есть и будет хорошо, у всех. Впрочем, лучше и не пытаться) Кто был тот понимает, кто не был езжайте и найдите это чудо, Хору.
Монастырь Хора открыт ежедневно кроме среды с 15 апреля по 30 сентября 9:00 19:00, с 1 октября по 14 апреля 9:00 16:30. Входной билет стоит 30 лир, если у вас есть Museum Pass Istanbul, тогда вход свободный.<br />Добраться можно разными способами: <br /> самый удобный и дорогой способ такси;<br /> на метро или трамвае (по линии Т1). Доехать нужно до остановки Aksaray (Аксарай), а затем пересесть на метро по линии М1 и ехать до остановки Topkapı-Ulubatlı;<br /> автобусами № 31E, 37E, 38E, 36KE до остановки Edirnekapi;<br /> или как мы, пешком, но путь, предупреждаем сразу, неблизкий.
Сайт: http://kariye.muze.gov.tr