Найти в Дзене
MAD TOSBY

«Ог­рабле­ние пре­зиден­та»: цветы своему кумиру

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

С 8 ок­тября в он­лайн-ки­ноте­ат­рах мож­но уви­деть нос­таль­ги­чес­кую кри­миналь­ную ко­медию «Ог­рабле­ние пре­зиден­та» о ре­аль­ном ог­рабле­нии бан­ка United California Bank, про­изо­шед­шем за два го­да до У­отер­гей­тско­го скан­да­ла. О чём ки­но — раз­би­рал­ся Ан­тон Чек­лу­ев

В на­чале 1980-х го­дов пок­лонник Сти­ва Мак­Ку­ин­на Хар­ри Бар­бер (Трэ­вис Фим­мел) приг­ла­ша­ет в за­веде­ние свою под­ружку Мол­ли (Рэй­чел Тей­лор), с ко­торой на тот мо­мент был в от­но­шени­ях уже семь лет, что­бы рас­крыть прав­ду о тём­ном прош­лом. В на­чале 70-х Хар­ри вмес­те со сво­им бра­том Том­ми (Джейк Ви­ри) при­нял учас­тие в од­ном из круп­ней­ших ог­рабле­ний в ис­то­рии США, при­со­еди­нив­шись к бан­де, сфор­ми­рован­ной Эн­цо Ро­тел­лой (У­иль­ям Фих­тнер). По сле­дам гра­бите­лей мно­го лет идёт по­дус­тавший лю­битель клас­си­чес­ко­го Гол­ли­вуда из ФБР Го­вард Лам­берт (Фо­рест У­ита­кер). Бан­ду объ­еди­ня­ет не­любовь к од­но­му из на­име­нее по­пуляр­ных пре­зиден­тов США Ри­чар­ду Ник­со­ну. По­дель­ни­ки ре­ша­ют взять банк United California Bank в го­роде Ла­гуна Ни­гель, где (по ин­форма­ции) хра­нят­ся оф­шорные сче­та Ник­со­на. Не­закон­ность про­ис­хожде­ния средств по пла­ну дол­жна бы­ла спо­собс­тво­вать мед­ленно­му хо­ду рас­сле­дова­ния и по­мочь гра­бите­лям скрыть­ся.

Банк в дей­стви­тель­нос­ти был ог­раблен в 1972 го­ду. По­хити­телям уда­лось вы­нес­ти 9 мил­ли­онов дол­ла­ров (око­ло 55 мил­ли­онов по ны­неш­не­му кур­су) и ка­кое-то вре­мя ос­та­вать­ся без­на­казан­ны­ми. Всту­пив в но­вый про­ект в шта­те Огайо и ис­поль­зо­вав оди­нако­вую ме­тоди­ку с взор­ванной кры­шей хра­нили­ща, бан­да ока­залась на крюч­ке у ФБР, и вско­ре все чле­ны бы­ли схва­чены по го­рячим сле­дам.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Ав­то­ры не ста­ли сме­щать ак­цент на ис­то­ричес­кую дос­то­вер­ность и де­лать оче­ред­ной кри­миналь­ный трил­лер про вре­мена скан­даль­но­го Ник­со­на. На пер­вый план в филь­ме «Ог­рабле­ние пре­зиден­та» (2019) вы­ходят лет­нее нас­тро­ение, раз­го­воры о куль­ту­ре и не­навяз­чи­вое, слов­но вос­по­мина­ние, лёг­кое по­вес­тво­вание. По су­ти весь сю­жет — это тре­пет­ный и вол­ни­тель­ный пе­рес­каз прош­ло­го Хар­ри Бар­бе­ра, ко­торый вол­ну­ет­ся, что Мол­ли его неп­ра­виль­но пой­мет, по­это­му он опус­ка­ет де­тали и сгла­жива­ет уг­лы.

Ори­гиналь­ное наз­ва­ние филь­ма — "Finding Steve McQueen" («В по­ис­ках Сти­ва Мак­Ку­ина») — точ­нее пе­реда­ёт нас­тро­ение кар­ти­ны, но и сби­ва­ет с тол­ку. Ра­зуме­ет­ся, ни­како­го Мак­Ку­ина в филь­ме нет. Кол­лектив­ный Стив Мак­Ку­ин, ко­торо­го обо­жа­ет глав­ный ге­рой, — пер­со­наж Трэ­виса Фим­ме­ла, это по­иск то­го вре­мени, ког­да но­вый мир был мо­лод. Это вре­мя рок-звезд, ког­да каж­дый но­вый аль­бом имел эф­фект ра­зор­вавшей­ся бом­бы и ока­зывал вли­яние на мир ис­кусс­тво. Это роб­кая ро­ман­ти­чес­кая нос­таль­гия по от­сутс­твию циф­ро­виза­ции, ког­да следс­твен­ные дей­ствия мог­ли вес­тись го­дами, а прес­тупни­ков бы­ло прак­ти­чес­ки не­воз­можно вы­чис­лить с по­мощью тех­ни­ки. И глав­ное — вре­мя, ког­да звез­ды ки­но бы­ли од­ни­ми из са­мых вли­ятель­ных лю­дей в об­щес­тве. Ге­рои, как со сто­роны по­лиции, так и гра­бите­ли, вос­хи­ща­ют­ся Мак­Ку­ином и его иг­рой в «Афе­ре То­маса Кра­уна» (1968). Да и сам глав­ный ге­рой Хар­ри Бар­бер под­ра­жа­ет то Мак­Ку­ину, то Кур­ту Рас­се­лу в луч­шие го­ды, же­ной ко­торо­го Гол­ди Хо­ун вос­хи­ща­ют­ся чле­ны бан­ды. При этом Трэ­вис Фим­мел выс­ту­па­ет в не­ожи­дан­ном ам­плуа — под во­левы­ми ску­лами скры­ва­ет­ся ре­бёнок, ко­торый с тру­дом бе­рёт от­ветс­твен­ность, сме­ёт­ся над со­бой, но ре­ша­ет быть чес­тным до кон­ца. Его Бар­бер нем­но­го не­умес­тен, стран­но­ват и не­казист, буд­то ал­лю­зия на вос­торжен­но­го ро­ман­ти­ка, заб­ро­шен­но­го в лю­бимое вре­мя. Неп­ло­хая по­пыт­ка для ак­тё­ра, ко­торо­му буд­то на ро­ду бы­ло на­писа­но иг­рать ви­кин­га Ран­га­ра Лод­бро­ка и Ан­ду­ина Ло­тара из «Вар­краф­та» (2016) до ста­рос­ти.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Сей­час ма­ло кто вспом­нит, что сни­мал Марк Сти­вен Джон­сон, ре­жис­сёр кар­ти­ны. Из-под его ру­ки в жур­наль­ные 2000-е выш­ли ши­роко рек­ла­миру­емые сре­ди мо­лоде­жи ав­тор­ские про­ек­ты «Сор­ви­голо­ва» (2003) с Бе­ном Аф­фле­ком и Ко­лином Фар­реллом и «Приз­рачный гон­щик» (2007) с Ни­кола­сом Кей­джем. О бе­зус­ловной ху­дожес­твен­ной цен­ности этих филь­мов мож­но спо­рить, од­на­ко «Приз­рачный гон­щик» оку­пил­ся дваж­ды и соб­рал чуть мень­ше 250 млн дол­ла­ров, за­вер­шив бум филь­мов по ма­ло­из­вес­тным ко­мик­сам «Мар­вел» и ус­ту­пив мес­то гро­моз­дким фран­ши­зам. И, буд­то лис­тая ко­микс прош­ло­го, Джон­сон лег­ко­мыс­ленно да­ёт свой «Од­нажды в... Гол­ли­вуде»(2019), мас­ки­руя под кри­миналь­ную ко­медию нос­таль­ги­чес­кий ма­нифест.

Сво­ею ко­медий­ностью и на­ив­ностью сю­жета фильм пе­реда­ёт при­вет ро­ман­ти­чес­ко­му флё­ру клас­си­чес­ко­го Гол­ли­вуда, пы­та­ясь вос­создать нра­вы лю­дей, ко­торые жи­ли сво­ей жизнью, но не бо­ялись быть по­хожи­ми на ку­миров. Цве­тас­той ве­рени­цей тя­нут­ся пёс­трые ко­лес­ни­цы сцен, соп­ро­вож­да­емые рит­мом рок-н-рол­ла, не тер­пя­щие нап­ря­жения, соз­да­ющие ду­нове­ние не­оп­ре­делён­ности вос­крес­но­го до­суга. Это ки­но нас­толь­ко лёг­кое, поч­ти не­весо­мое, что лю­бые по­пыт­ки сов­местить его с ре­аль­ностью луч­ше сра­зу ос­та­вить.

«Ог­рабле­ние пре­зиден­та» (2020): в он­лайн-ки­ноте­ат­рах с 8 ок­тября.