Найти в Дзене
"Новаком29" ООО

Сколько щебня в ВАГОНЕ?

Чтобы понять всю суть вопроса предлагаем начать с простого мысленного представления вагона, точнее полувагона (ведь модификаций вагонов много). Разумеется, любой из нас представляет полувагон, любо хотя бы раз видел его воочию, стоя на каком-нибудь переезде. Кому сложно это сделать - напомним:

Это полувагон. Чаще всего такими вагонами и осуществляется доставка сыпучих материалов, если речь идет не о многотысячных партиях.

Теперь давайте мысленно наполним его щебнем (не важно какого цвета, породы, фракции и т.д.). И тут начинается самое интересное.

Абсолютное большинство - те люди, которые никогда не сталкивались с данным вопросом, представят одну картину. Люди, которым удалось коснуться данного вопроса, представят совершенно иную. Давайте наглядно посмотрим что получится:

-2

Отсюда вопрос: "Почему оплатили вагон, а приехала половина?!"

Безусловно, когда Вы покупаете вагон щебня, Вам хочется представить первое изображение "вагон с горкой". Многие сопоставляют погруженный полувагон с погруженным самосвалом. Действительно, почему машина может увезти больше кузова (порой в 1,5 раза больше грузоподъемности, указанной в паспорте), а вагон нет?

-3

Прежде всего необходимо помнить, что превышение нормативной грузоподъемности приводит к повышенному износу как самого транспортного средства, так инфраструктуры, по которой данное транспортное средство передвигается. Кстати, не раз приходилось быть свидетелем того, как человеческая жадность способна поднять самосвал "на дыбы". Поэтому прежде всего давайте помнить о безопасности и нормативную грузоподъемность будем рассматривать в качестве максимальной.

Итак, вернемся к вопросу "Почему же в вагоне так мало щебня?"

1. Грузоподъемность  и объем полувагонов.

На сегодняшний день по железной дороге страны колесит огромное количество различных модификаций полувагонов, которые отличаются по длине, высоте, объему, количеству осей, одним словом - по грузоподъемности. Основной объем из них составляют полувагоны с грузоподъемностью 68-70 тонн. Такие полувагоны мы и будем рассматривать в качестве "эталонных".

-4

Теперь давайте определимся с внутренним общим объемом полувагона. Средняя длина полувагона варьируется в пределах 12,5-13 метров, ширина в пределах 2,7-2,9 метров. Поскольку данные показатели изменяются не существенно их опустим. Как правило, основное отличие большинства полувагонов - высота борта, которая может составлять 2-2,5 метра (бывает 3 метра), что прямо сказывается на внутреннем его объеме, который может составлять от 75м3 до 90м3 (бывает до 135м3, но данные полувагоны мы не рассматриваем).

Итак, подведем итог: мы имеем полувагон грузоподъемностью 68-70 тонн и объемом 75-90м3. Сразу хочу оговориться, что объем кузова никакой роли при перевозке щебня не играет (об этом далее), ключевой показатель - грузоподъемность.

2. Вес щебня и его насыпная плотность.

Если грузоподъемность вагона - величина постоянная, то вес и насыпная плотность щебня - характеристики очень даже гибкие по своим показателям.

Как правило вес щебня в силу разности фракций не определяется, для этого используют такую характеристику как насыпная плотность - отношение массы щебня к занимаемому объему (проще говоря, сколько тонн того или иного щебня в кубе).

Насыпная плотность щебня определяется путем проведения лабораторных испытаний. Она зависит от многих факторов - начиная от минерального (химического) состава породы из которой щебень дробится, заканчивая фракцией (размером) зерен щебня.

Более легкие - осадочные горные породы (известняк), более тяжелые - магматические (гранит, габбро, базальт). Минеральный состав породы определяет основные качественные характеристики щебня.

Поскольку известняк обладает очень низкими качественными характеристики и круг его применения достаточно узкий, рассмотрим насыпную плотность трех самых ходовых пород на рынке щебня: гравий, гранит, габбро-диабаз.

-5

Таким образом, насыпная плотность по основным породам колеблется от 1,36 до 1,55 т/м3.

Важно помнить, что в зависимости от уменьшения фракции насыпная плотность увеличивается. Также по одной породе и фракции насыпная плотность может варьироваться в зависимости от месторождения (минерального состава).

Для выполнения расчета возьмем среднее значение - 1,45 т/м3.

-6

Итак, подведем итоги:

При максимальной загрузке полувагона в 68-70 тонн,

его объемная полезная загрузка составляет всего 50%.

-7

статья ООО "Новаком29" / новаком29.рф