Найти тему

Как скульптор карты рисовал.

Оглавление

Привет друзья!!!

Многие из вас знают памятник Микешину, кто-то по старинке назначает там свидания... А кто из вас знает кем был этот человек и причём здесь игральные карты?)

По отзывам современников, Микешин был добрым, веселым, жизнерадостным, «высок ростом, очень красив, необычайно силен». Будучи любознательным человеком, он очень много путешествовал. В его квартире постоянно проходили встречи, на которых собирались творческие люди — художники, скульпторы, архитекторы, артисты, писатели, критики.

-2

О своем же главном творчестве скульптор говорил: «Каждый памятник должен представлять собой идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа».

Михаил Осипович Микешин родился в 1835 г. в небольшом селе Максимкове Рославльского уезда Смоленской губернии. Отец будущего скульптора был мелким чиновником и исполнял должность соляного пристава. Во время Отечественной войны 1812 г. он воевал в партизанском отряде, слыл отчаянным храбрецом, был ранен и отмечен наградами.

Первые уроки живописи мальчик получил у местного иконописца , а первой скульптурной работой Михаила был бюст его деда, вылепленный из глины

-3

Способности молодого человека заметил смоленский помещик А. А. Вонлярский (устроитель усадьбы Вон-Лярово под Смоленском; прозванный современниками «Monte-Cristo» за роскошную жизнь), бывший в то время главным подрядчиком строительства смоленского участка дороги. Он уговорил Осипа Егоровича отпустить сына и в 1852 г. на свои средства отправил его в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств.

Уже в первый год обучения за картину «Лейб-гусары у водопоя» он получил Малую серебряную медаль. Картина принесла ему и первый заработок — ее купил для своей коллекции император Николай I. В дальнейшем Микешин последовательно получил все возможные ученические награды и медали. Работы молодого художника были столь профессиональны, что великая княгиня Мария Николаевна заказала ему шесть холстов с изображением повседневной жизни донских казаков, а сам Михаил был приглашен давать уроки рисования великим княжнам Марии Максимилиановне и Евгении Максимилиановне.

-4

Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника тысячелетия России в Великом Новгороде победил на конкурсе (1859) и был принят к исполнению.

После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах, по его проектам исполнены: памятник Педро IV в Лиссабоне и памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде.

Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II и Богдану Хмельницкому в Киеве , Ермаку в Новочеркасске и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.

В 1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя.

В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II».

Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Карточные короли, изображаемые на царственном бронзовом фоне, обладают вполне узнаваемыми чертами и Кащея Бессмертного (король пик), и румяного рыжебородого Лешего богатырских размеров (король бубей), и Кудесника-колдуна в пурпурной мантии (червовый король), и Водяного в похожей на чешую кольчуге.

Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря. Да и наступавшая новая эпоха отдавала предпочтение тонкой стилизации, а не эклектичности и детальным излишествам - уж очень мешали игрокам выражения лиц карточных королей и дам, отвлекая на себя внимание, столь необходимое в игре.

-5

Друзья, не забывайте подписаться на наш канал!!!

Ваша Группа Свободного Поиска.