И не потому, что в героях фигурирует Саша Ульянов.
Привет, библиофилы! Сегодня поговорим о финалистах из длинного списка премии "Большая книга", который огласили совсем недавно. Кстати, скоро начнётся народное голосование, так что и вы можете принять участие в выборе лауреата.
#рецензияbibliojulia
Это второй роман Марины Степновой, прочитанный мною (первый - Женщины Лазаря), и вот что я скажу: автор безусловно умеет писать, и пишет красиво, ярко и сочно - со многими поэтическими подробностями, со всеми этими черными завитками, крепкими ладошками и тугими кулачками русской классики.
Тени Тургенева и Набокова нависают над страницами, просятся на свет: не они ли оставили для нас невесомые, эфирные образы тонких прекрасных девушек на излёте девятнадцатого века? Но "Сад" говорит: #нет стереотипам Это что-то среднее между беспощадным "Вишневым садом" Чехова и горькой "Анной Карениной", что-то очень узнаваемое, щемяще близкое, что вот кажется сейчас ты ухватишь, поймешь, раскусишь... Ан нет. Всё не то, чем кажется!
Автор: Степнова Марина Львовна
Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2020 г.
Серия: Марина Степнова: странные женщины
И пусть вас не смущает простота и банальность завязки: знатная и богатая пожилая чета Борятинских (Наденьке уже 44), при этом счастливая в браке, покупает дом с волшебным садом в глубине Воронежской губернии, а вместе с ним неожиданно обзаводится поздним ребёнком - девочкой, которая не говорит, и этот странный ребенок перевернёт судьбы не только отца и матери, но и всех близких, кто встанет у неё на пути.
Это и роман взросления, и любовная история, и семейная сага в одном флаконе. То есть ты будешь читать всё это взахлёб и по-настоящему увлечённо, ты будешь вздрагивать от новых открытий:
О, так вот как они жили, эти знатные бездельники!
О, так вот что значит настоящая страсть и любовь!
О, так выходит, что врач - это тоже что-то стыдное и низкое!
О, так вот какой он был - Саша Ульянов!
О, так вот в чём корень всех бед русской женщины!
И это, пожалуй, главный посыл книги. Да, это именно современный роман о женщине, очень современный. Здесь мы увидим беспощадную правду о том, что женщина любого сословия была бесправна и беззащитна. Она не могла выйти за рамки приличий и предписаний, которые диктовало общество: она не смела ни забеременеть, ни родить по своему желанию.
Многочадие знати не приветствовалось, после 40 княгиня не дерзала и думать о ребёнке. Поэтому поздний ребенок княгини Борятинской - это было неприлично, стыдно, грязно даже. Тем более – немой урод. Это сейчас мы говорим: особенный.
Детская и женская смертность и дремучее невежество – удел не только нищих. Богатые жили практически в тех же условиях. Страшно, конечно. Но не только это. Даже учиться по-настоящему девочки не могли – их не принимали в университет или академию. Как и Анна Каренина, Туся не знала, куда приложить свой ум и энергию. Этого добра хватает и без вас, как говорилось в известном мультфильме.
На самом деле, интереснее здесь другое: что автор хотел показать на примере своих героев? Почему продемонстрировал нам именно эту семью? Семью Борятинских на излете монархии в России. Старую княгиню, положившую остаток жизни на воспитание позднего ребёнка и взращивание прекрасного сада. И девочку-аристократку, выращенную врачом-мещанином и ставшую неожиданно грубым лопахиным, которому не жалко этот самый сад срубить?
Девочку, которая всегда берёт то, что хочет взять, не считаясь с затратами, ломая судьбы и жизни? Автор подводит нас к мысли, что дело не только в свободолюбивом воспитании Мейзеля, дух бунтарства витает в воздухе и воплощается в два сильных образа: Саши Ульянова и Туси Борятинской.
Две революционные личности в душном старом мире Радовичей и прочих второстепенных персонажей. Даже Нюточка, росшая рядом и помнившая сильную свою маму, на деле ни разу не даёт отпор нахрапистой Тусе.
Этот и следующий абзац-спойлер для тех, кто читал. Судьбу Аннет она сломала совершенно безжалостно, заодно подломив и своего воспитателя Мейзеля, и старую мать. Интересен образ драгоценной кашмирской шали, которую так вожделела старшая дочь княгини и безжалостно бросила в огонь младшая. Если Лиза еще держится старых порядков и привычек, то Туся начисто лишена привязанностей, ей ничего не жалко в слепой одержимости лошадьми. И людей она ценит только относительно годности или негодности в использовании.
Отсюда вопрос: что с Виктором? Это была любовь - страсть, которая затмила прагматичность? Или ей хотелось насолить Нюточке? Или так она отомстила матери за ложный вызов из Петербурга, за Боярина?
Увы, автор не показала нам развитие отношений этой пары, не оставила никаких зацепок. Все мужские персонажи, кроме, пожалуй, революционера Ульянова, слабые и трусливые. Даже чудесный талантливый доктор Мейзель - отступает, сдаётся. Только Туся идёт напролом. В рождении, в учении, даже в браке.
Неужели это и есть идеал новой женщины? Идеал, ломающий стереотипы о прекрасной незнакомке и тургеневской девушке позапрошлого века. Страшновато...
П.С. Чуть не забыла отметить. Ещё один сломанный стереотип - это образ проститутки. В отличии от Сонечки Мармеладовой и Катюши Масловой в этом романе проститутка Каролина не испытывает к своему клиенту Мейзелю ни любви, ни жалости , ни сострадания - только отвращение.
Она даже не понимает, что осмотр, который он делает - для её же пользы. Она его ненавидит, но отдаётся спокойно и регулярно. Без эмоций. И умирает во смраде страшной болезни. Это очень правдиво. Как и холерный бунт, как и все "некрасивые" моменты книги. За это автору отдельное спасибо.
А вы читали? Что скажете? Лайк, коммент и подписка - отличное решение!