Найти в Дзене

Три причины, почему не стоит ждать доллар по 100 рублей

2020 год начался для российского рубля вполне благополучно – с уровней в 61 рубль за доллар и 68 за евро. В марте курс российской валюты рухнул почти на треть, а после реванша в апреле-мае вновь вернулся к годовым минимумам. К началу октября мы имеем доллар вблизи 80 рублей и евро по 92-93 – выше, чем он торговался в марте. Вполне естественно, что у многих людей появились ожидания дальнейшего – обвального или постепенного – падения рубля, а на просторах сети появились многочисленные рассуждения, удовлетворяющие таким ожиданиям, о близости доллара по 100, 120 и так далее рублей. Насколько они оправданны, если смотреть на ситуацию трезвым взглядом?

Понятно, что о каких-то «вечных» или многолетних прогнозах говорить не стоит. Когда-нибудь в необозримом будущем может быть всё, что угодно – и доллар по 100 рублей, и рубль по 100 долларов. Но если нас интересуют вопросы сбережения и инвестирования, а не футурологии, надо рассматривать доступный анализу горизонт – одного-двух лет. И можно с большой долей уверенности говорить, что в течение этого срока заветной трёхзначной цифры пара доллар-рубль не достигнет. Тому есть три основные причины.

1. Ситуация, вызвавшая мартовский обвал рубля, была уникальна и больше не повторится

К 80 рублям доллар загнало наложение двух крайне негативных факторов – глобального коронавирусного карантина и краха нефтяной сделки ОПЕК+. Первый был форс-мажорным по определению, второй числился среди не слишком вероятных сценариев, а их совпадение оказалось поистине уникальным. Повторение подобного в ближайшее время практически невозможно – даже совпадение второй волны пандемии с потенциально возможными антироссийскими санкциями не даст близкого по масштабу эффекта.

Летнее падение рубля, как несложно заметить, совсем не походило на мартовское и было вызвано иными причинами. Основная из которых – резкое снижение Банком России ключевой ставки. И тут мы переходим к пункту номер два.

2. Банк России (почти) завершил снижение ключевой ставки

Механизм в общем-то немудрёный. Чем ниже ключевая ставка, тем ниже ставки по долговым бумагам – государственным и корпоративным. Тем меньше желающих вкладывать в них деньги. В прежние годы российские ставки были весьма привлекательными для западных инвесторов, которые ради покупки российских долговых бумаг активно и помногу скупали рубли. Что толкало вверх курс российской валюты – особенно ярко это проявилось в 2016-2017 годах.

Понижение ключевой ставки на треть всего за несколько месяцев с перспективой продолжения этого тренда отпугнуло с российского рынка многих инвесторов – они стали искать доходность повыше. Однако продолжения, похоже, не будет. ЦБ снижал ставки в первую очередь, чтобы разогнать инфляцию (да, по его мнению, инфляция в России чересчур низкая), и инфляция ускорилась (в том числе и благодаря ослаблению рубля), а значит, дальше понижать ключевую ставку ни к чему (ну разве что самую малость). При этом российский рынок остаётся одним из наиболее стабильных среди так называемых развивающихся стран, а пониженные российские ставки всё равно выигрывают в сравнении с околонулевыми западными, которые в ближайшее время явно не будут расти. Это значит, что в перспективе нескольких месяцев бегство инвесторов сменится осторожным возвращением, и рубль получит весомую поддержку.

3. Население перестало панически скупать валюту при каждом обвале рубля.

Грандиозный мартовский обвал продемонстрировал удивительную вещь: при всей «обвальности» (курс рубля падал на несколько процентов в сутки) на валютном рынке не наблюдалось паники, аналогичной той, какая имела место в декабре 2014-го или январе 2016-го. Ничуть не заметно её было и во время последних падений рубля. Видимо, события прошлых лет всё же не стёрлись из памяти россиян, покупающих валюту на практике, а не просто рассуждающих на эту тему. Люди запомнили (возможно, на собственном печальном опыте), как курс доллара откатывался с 70 до 50 (в 2015-м) и с 86 до 56 (в 2016-2017-м), и уже не рвались покупать подорожавшую валюту, тем самым ещё больше разгоняя её цену.

Уход в прошлое фактора паники означает, что даже в негативных обстоятельствах рубль не станет краткосрочно слабеть «сверх меры разумного». И если раньше нельзя было исключать, что при неком форс-мажоре россияне ломанутся скупать доллары, на пару часов загнав курс к трёхзначным отметкам, то теперь этот сценарий можно со спокойным сердцем признать устаревшим.

Таковы три причины, заставляющие считать, что, пусть рубль и остаётся слабым (и останется в ближайшее время), отметки 100 в паре с долларом он на горизонте год-два не достигнет. Не согласны? Укажите три причины обратного.