Когда в 1494 году в кастильском городке Тордесильяс испанские (Кастилия и Арагон) и португальский монархи разделили мир между собой по одному из меридианов западнее островов Зеленого мыса, португальцам и в голову не могло прийти, что менее чем через век Португалия станет испанской, а затем вообще третьеразрядной европейской державой, судьбу которой будут решать между делом в Лондоне и Париже. Флот, "открывший миру мир", в начале 19-го века исчез в огне наполеоновского нашествия. От краткого века могущества и экспансии маленькой Португалии останутся лишь обширные колониальные владения на всех континентах-от огромной Бразилии и обширных земель в Южной и Центральной Африке до крохотных индийского Гоа и китайского Макао.
Уже в 18-м веке Португалия попала в глубокую зависимость от Британии. В 19-ом веке страна прошла через оккупацию войсками Наполеона, несколько гражданских войн, потерю Бразилии, добившейся независимости.
К концу века угроза нависла и над африканскими колониями. Британия не только пресекла мечты своего сателлита о едином "розовом поясе" португальских колоний "от можа до можа"( от Атлантики до Индийского океана, от Анголы до Мозамбика), но и откусила от него часть территорий для своей империи у реки Замбези и озера Ньяса.
Однако у Португалии уже не было возможности сражаться за далекие колонии, для ее флота основной стала задача обороны родных берегов. В списках португальского флота появился лишь один небольшой броненосец.
Согласно оборонительной доктрины Португалии, основанной на опыте несчастного для нее 19-го века, наполненного вторжениями и мятежами, главным была оборона Лиссабона, самого крупного города страны, логистического и промышленного центра. Основная ставка делалась на мощные современные укрепления вокруг столицы. А с моря город должен был защитить флот с опорой на береговые форты.
Британской верфи Thames Iron Works в середине 70-х годов был заказан небольшой броненосец для защиты Лиссабона. 1 декабря 1876 года он сошел на воду, а в 1878 году пополнил ряды немногочисленного португальского флота, став его практически бессменным флагманом.
Имя он получил в честь одного из самых знаменитых португальцев-
«Васко да Гама».
Ва́ско да Га́ма (португальское произношение Ва́шку да Га́ма, Vasco da Gama.22 ноября 1469 в Синиш, Алентехо, Королевство Португалия — 24 декабря 1524 в Кочине в Индии) — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. Граф Видигейра (с 1519 года). Губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (1524).
По правилам того времени корабль считался броненосным корветом. Сей казематный броненосец должен был защищать Лиссабон с моря, опираясь на строившиеся в это время укрепления Кампо Энтриншейрадо де Лиссабон. В сочетании с броненосцем береговой обороны, системой минных заграждений и миноносцами многочисленные лиссабонские форты и редуты должны были обеспечить безопасность столицы и устья реки Тэжу.
Тем временем Португалия невольно снова оказалась в центре мировой политики. Она выступила инициатором международной конференции по Африке ( т.е. по технологии ее колониального освоения). В 1884-1885 годах состоялась Берлинская конференция. Португальцы посчитали итоги весьма успешными и принялись активно осваивать территории между Мозамбиком и Анголой, намереваясь создать сплошную огромную "вторую Бразилию", т.н. проект «Розовой карты» («O mapa cor-de-rosa»),
Однако наследники Васко да Гамы не учли, что у "владычицы морей" и самой обширной колониальной империи мира-Британии также есть планы по сухопутной связке своих колоний в Южной и Центральной Африке.
10 января 1890 года португальцы получили от Великобритании ультиматум с требованием очистить спорную территорию и больше там не появляться. Ультиматум был подкреплен появлением британских эскадр в Гибралтаре, Лас-Пальмасе и возле португальских колоний.
Португальское правительство ультиматум отвергло, а патриотический подъем в обществе привел к сбору денег на флот, за которые был приобретен малый крейсер "Адамастор".
Два правительства были вынуждены уйти в отставку, но третьим ультиматум все-таки был принят и португальское общество лишилось "африканской мечты".«Был задушен героический народ и его будущее», - написал тогда португальский писатель Герра Жункейру.
Король Карл I(Дон Карлуш) на волне возмущения и опасений за судьбу оставшихся владений декретом от 20 марта 1890 года распорядился срочно построить для защиты Лиссабона еще четыре броненосца. Однако из соображений экономии (Португалия уже имела огромный внешний долг и крайне расстроенные финансы, находясь. по сути. на грани дефолта) решили ограничиться постройкой на отечественных верфях двух броненосцев, по проекту аргентинского "Либертад"- "А" и "В", а также модернизацией "Васко да Гама", вступившего уже в период пионерской юности и изрядно устаревшего.
Броненосцы заложили и даже начали строить, а "Васко да Гама", когда немного отлегло, показался еще вполне ничего, способным еще подождать своей модернизации.
Португалия тем временем стремительно шла к банкротству. И британцы решили, что за счет первой, но дряхлой колониальной империи можно решить свои текущие проблемы. "Португальским наследством" Англия планировала умиротворить колониальные аппетиты молодой Германской империи. Речь шла о "добровольно- принудительном" выкупе португальских колоний у дефолтной метрополии с разделом их между Англией и Германией. 30 августа 1898 года в Лондоне было подписано соответствующее англо-германское соглашение, зафиксировавшее раздел сфер влияния. А в 1899 году истек срок договора о гарантиях португальской колониальной империи, выданных Британской империей.
Португальцы снова испытали патриотический подъем и все-таки отправили старый броненосец на глубокую модернизацию. Отечественным верфям, которые все еще вяло строили броненосцы "А" и "В", уже не доверяли. Контракт получили итальянцы- фирма "Орландо".
Португальцы хотели получить броненосец с крайне мощной для таких размеров артиллерией - по четыре 203 мм и 120 мм орудия. Итальянцам удалось отговорить заказчиков от столь авантюрного решения- перегруженный корабль мог просто не дойти до Лиссабона. Вместо этого были предложены новейшие скорострельные пушки- две 203 мм и одна 150 мм. Работы начались в 1901 году и завершились в 1903. Броненосец получил новую броню, новые машины и механизмы, новое вооружение.
Однако британцы не были бы британцами, если бы их не победила собственная жадность. Они тайно профинансировали португальцев, в кулуарном порядке получив свои бонусы. А немцев водили за нос , вплоть до мировой войны, продлив соглашение крайний раз уже в 1913 году. Да, гарантии португальцам англичане тоже продлили.
"Васко да Гама" так и остался единственным португальским броненосцем. Строившиеся же броненосцы "А" и "В" , простояв двадцать лет на лиссабонских стапелях, пошли на слом после очередной, октябрьской, революции в 1910 году, свергнувшей, наконец, монархию в Португалии.
« Васко да Гама» прослужил в национальном флоте до середины 30-х и ввиду своей исключительности имел самые экзотические классификации- корвет-линкор , линкор и крейсер-линкор. "Джейнс" 1919 года считал его крейсером.
"Васко да Гама" "Vasco da Gama" Thames Iron Works , Блэкуолл, Лондон
Заложен 1875 г. Спущен на воду 1 декабря 1876 г. Вступил в строй 1878 г. Кардинально перестроен в Италии в 1901-03 гг. Разоружен в 1933 году, а в 1935 году списан и продан. Сдан на слом в 1935 году. Срок службы 1876–1935 гг.
Водоизмещение нормальное 2384тонн (2346 длинных тонн ; 2628 коротких тонн ), полное 2518 тонн. Длина 61/65,8 м, ширина 12,2/14,2 м, осадка 5,4/5,79 м.
Двигатели-две паровые машины двойного расширения, 2 вала, 3000 л.с. Паруса- Баркентина. Максимальная скорость 10,3 узла. Запас угля 300 тонн. Дальность 2500 миль на 9 узлах.
Бронирование-пояс 229-102 мм, батарея- 152-254 мм.Деревянная подложка 254 мм. Экипаж 232 человека.
Вооружение 2 x 1 - 263мм /18 RK L / 20 пушки C / 74, 1 x 1 - 149мм /22 RK L / 22 пушка C / 75, 4 x 1 - 67мм /40 9-фунтовых пушек Krupp
Данные после модернизации 1903 года
Водоизмещение нормальное, т 2972. Водоизмещение полное, т 3200. Длина, м 70,86 п. Ширина, м 12.19. Осадка, м 6,27 макс.
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, кол-во валов 2, цилиндрические котлы Ярроу, 6000 л.с. Максимальная скорость, узлы 15.5. Топливо, т. , уголь 300. Дальность 2500 миль (9 узлов). Экипаж 260 человек.
Бронирование- пояс 254-102 мм, палуба 76, щиты 200
Вооружение-2 x 1 - 203мм /40 пушки Aрмстронг (p) , 1 x 1 - 152мм /45 пушка Aрмстронг (p) , 1 x 1 - 76мм/40 пушка Aрмстронг (tr) , 6-8 x 1 - 47мм / 40 пушек Гочкиса (п)
В 1922 году - демонтированы 1 х 1 - 203мм/40, 1 х 1 - 76мм/40; установлено 1 x 1 - 102мм/40 QF Mk IV
Первоначально броненосец имел развитое парусное вооружение типа баркентины. Паровые машины же обеспечивали мощность в 3000 л.с. , что позволяло достичь скорости в 10,3 узла.
Полный броневой пояс из кованого железа толщиной 229 мм на миделе и 102 мм в оконечностях дополнялся барбетами толщиной 254 мм.
Основная батарея размещалась в двух отдельных барбетах на миделе, расположенных рядом друг с другом на восьмиугольной орудийной площадке над главной палубой. Для увеличения сектора обстрела служили 90 см спонсоны с каждого борта. Орудия-крупповские 263 мм. На корме была установлена 150 мм крупповская пушка.
Также броненосец имел четыре 9 фунтовые пушки.
В 1890-х годах количество мачт было уменьшено до двух.
В 19011903 годах «Vasco da Gama» подвергся капитальной модернизации на итальянской верфи "Орландо" в Ливорно.
Корпус был разрезан пополам и удлинен на 9,6-9,91 м., таранный форштевень демонтирован, вместо него был изготовлен новый нос, полностью заменена бортовая броня с железной на стальную, установлены вдвое более мощные паровые машины (6000 л.с.) и водотрубные котлы, скорость выросла до 15,5 узлов, установлена броневая палуба 76 мм, парусное вооружение снято
Новое вооружение- две 40 калиберные 203 мм пушки на бортовых спонсонах с 200 мм щитами, 45 калиберная 150 мм скорострельная пушка на корме. И до 11 орудий малокалиберной артиллерии.
Экипаж вырос до 260 человек, а водоизмещение до 2972 метрических тонн.
Броненосец нес рутинную службу по охране португальской столицы в составе сил береговой обороны, защищавших Лиссабон и устье реки Тэжу. Самый дальний вояж корабль совершил в 1897 году, приняв участие 26 июня в морском параде в Спитхеде по случаю 60 -летия правления королевы Виктории. Командиром корабля в это время был капитан Баррето де Васкомеллос.
27 августа 1907 года на борту корабля произошел взрыв газа, было ранено несколько членов экипажа.
Скучная однообразная служба и нерешаемые десятилетиями социальные проблемы страны заставляли моряков и военных регулярно устраивать мятежи и волнения. В период с 1910 по 1926 годы сменилось 44 правительства, произошло 24 восстания, 158 всеобщих забастовок, 17 попыток государственного переворота с участием армии и флота.
В апреле 1913 года был разоблачен радикальный заговор по организации госпереворота против Первой республики. Часть экипажа броненосца, участвовавшая в заговоре была снята с корабля.
14 мая 1915 года на «Васко да Гама»снова политические страсти бьют ключом- экипаж взбунтовался, убил командира корабля и принялся палить по родному Лиссабону. Погибло около ста человек. Зато свергли генерала де Кастро, очередного диктатора.
Во время Первой мировой войны, в которую Португалия вступила в марте 1916 года, корабль сопровождал военные конвои в Африку и Францию .
19 июля 1925 года на «Васко да Гама» вспыхнуло восстание против доминирования Демократической партии в политической системе Португалии. Восставшие потребовали роспуска парламента и проведения новых свободных выборов. Восстание было подавлено.
«Васко да Гама» долгие десятилетия тянул лямку флагмана португальского флота, при столь насыщенной политической жизни заменить его было просто не на что. Лишь в середине 30-х он был отправлен на слом, прослужив почти шесть десятилетий.
Снятая в 1933 году артиллерия броненосца продолжала службу во время второй мировой войны в береговых батареях Коста - да - Монте да Гия ,и Эспламака Коста - да , в Орта - Бей , на острове Файал , на Азорских островах .
В истории «Васко да Гама» интересны прежде всего вопросы классификации, с которыми португальцы , за неимением прочих объектов, чудили как могли. По сути после Ливорно это была обычная броненосная канонерская лодка, каких в избытке в свое время было на Балтике. Но бывшей первоклассной морской державе, безусловно, очень нравилось слово "линкор".
Также можно отметить очередную шедевральную работу итальянских реставраторов, делающих из антиквариата вполне боеспособные образцы (на их совести, кстати, турецкий "Мессудие", примерно в то же время проходивший "пластическую операцию" на Аппенинах).
Ирония судьбы же заключается в том, что броненосец, построенный для защиты Лиссабона, единственные свои боевые стрельбы провел именно по Лиссабону.
В португальском флоте и сейчас несет службу фрегат «Васко да Гама».
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам