Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Уважаемые читатели, прежде чем приступить к прочтению статьи, убедительно прошу подписаться на мой канал в телеграме "Лестница Роста".
Что не так с нашей современной школой? Почему творчество детей переносится на второй план? Как же так, что общество нуждается в творческих личностях, а школа старается готовить отличников? Я постараюсь найти ответы на эти непростые вопросы и, для сведения, моя диссертационная работа по педагогике была посвящена творчеству учителей. Более того, я как бывший учитель, завуч и директор школы постараюсь более глубоко вникнуть в эту проблему.
Если мы проведем простой опрос о том, скольким ученикам нравится учиться в школе и сколько из них использует изученный материал в дальнейшей жизни, мы получим не очень хорошие результаты, которые покажутся нам приемлемыми только потому, что мы к ним привыкли. Дети, которые ненавидят школу, не должны быть нормой для общества, и тот факт, что мы принимаем ее как обычное явление, говорит о том, насколько глубоко «затянула в свои объятия» наша образовательная система. Я уверен, что и среди вас есть много моих сторонников, которые понимают, насколько «скучно» учиться в школе. Поэтому, я постараюсь объективно взглянуть на факты, выявить проблемы и исправить их (что для многих может означать, как отказ от старой системы и начало новой). На мой взгляд, школьное образование должно быть гибким, увлекательным и вдохновляющим, а не заставляющим учиться по традиционным программам.
Итак, давайте попробуем определить, что не так с нашей школьной системой образования.
- Это устаревшая классно-урочная система.
- По большей части это пустая трата времени.
- Эта система формирует неправильное мышление.
- Система школьного образования направлена на массовое обучение.
- Система оценок основана на количественных показателях.
- Школьное образование ценит сухие знания выше применимых навыков, прогресса личности и развития творчества.
1. Это устаревшая классно-урочная система.
Итак, давайте начнем с истины, о которой все мы знаем на каком-то уровне, но обычно стараемся не смотреть ей в лицо - наша образовательная система архаична, т.е. она давно уже устарела. Она возникла во времена промышленной революции (основоположником этой системы является великий чешский педагог Я.А. Коменский) и была призвана удовлетворить потребности того времени, а не современной социальной реальности. Система образования по-прежнему пытается сформировать таких же детей, которые соответствовали бы потребностям промышленной революции. Это видно из учебных планов, как мы придаем огромное значение разным предметам обучения. Самым важным предметом в школе по-прежнему остается математика, за ней следуют языки, естественные науки, гуманитарные науки, а в самом низу – искусство, музыка, физкультура. Такое отношение было сформировано в связи с потребностями промышленной революции, но в эпоху информационных технологий этот подход давно уже устарел. Современная программа обучения должна быть более адекватной современному обществу, которое предоставляет творческим людям хорошие возможности карьерного роста. Дизайнеры, музыканты, художники, актеры и т.п. действительно могут неплохо преуспеть в современном мире.
Кроме того, способ обучения не изменился со времен средневековья, но мы углубимся в эту проблму чуть позже.
2. По большей части это пустая трата времени.
Ни для кого не секрет, что мы используем лишь мизерную часть того, чему научились в школе. Я знаю, многие выдвинут аргумент «за» о том, что изучение всех этих предметов расширило наш мозг и заставило задуматься, но я считаю это никак не может оправдать нашу систему школьного образования. Большинство детей учатся в наших школах от 9 до 11 лет. Непростительно нашим школам, что они у нас так мало дают полезных жизненных знаний и навыков. В школе дети изучают так много предметов, но в конечном счете они не получают общей картины мира. Детей учат в школе делать то, что большинство из них никогда не будет использовать эти знания в своей работе или личной жизни. Тогда вы будете правы, если скажете, что по большому счету это пустая трата времени. А какая имеется альтернатива этому процессу? На мой взгляд, парадигма школьного образования должна быть направлена на формирование у детей критического мышления, работу с огромными потоками информации, создание реальных проектов, развитие талантов и творческих личностей.
Кроме того, хотел бы отметить, что лично я не против того, чтобы изучались такие предметы, как биология, физика или математика, но в них существует очень много ненужных материалов, которые впоследствии не пригодятся детям. Я сторонник того, чтобы детей учили на основе таких жизненно важных вещах, как красота, сложность и разнообразие жизни вместо того, чтобы, например, знать каждую химическую реакцию. Необходимо сконцентрировать внимание детей, например, во время уроков физики на невзгодах Вселенной и поразительных парадоксах квантового мира вместо того, чтобы решать сложные математические задачи и изучать формулы наизусть. Например, математику можно использовать как статистику, для анализа данных школ, жизни и сообщества. Учащиеся на конкретных данных должны убедиться в необходимости изучения математики в школе.
3. Эта система формирует неправильное мышление.
Наша образовательная система основана на оценивании учащихся. У нас привыкли получать высокие, но не качественные знания. Я сам с этим часто сталкиваюсь, многие мои студенты в большей степени учатся ради отметок. Наша образовательная система дает учащимся понять, что большинство из них не добьются успеха и не войдут в число лучших ее учеников. Поэтому ученикам приходиться бороться со своими сверстниками за то, чтобы они стали учиться на хорошие оценки. Однако, в жизни есть очень много примеров, когда плохие ученики в будущем становятся всемирно известными людьми.
Вот вам, список некоторых успешных людей, которые плохо учились в школе:
- Альберт Эйнштейн (физик);
- Стив Джобс (предприниматель);
- Билл Гейтс (предприниматель);
- Томас Эдисон (изобретатель - бросил школу);
- Эндрю Джексон (президент США - бросил школу);
- Роберт Де Ниро (актер - бросил школу).
Наше современное школьное образование основано на стереотипах, как и наше общество. Нынешняя система заставляет нас думать о жизни таким образом, что мы должны соответствовать определенным стандартам, а не становиться творческой личностью, и все мы понимаем, что это на самом деле неправильно. Вообще-то процесс воспитания послушного гражданина не всегда приводит к улучшению общества.
4. Система школьного образования направлена на массовое обучение.
К сожалению, наша образовательная система построена на идее, что ум всех работает одинаково, и задача школы - сохранять информацию и использовать ее. Научно доказано, что существует по крайней мере 8 различных типов интеллекта. Автор этих типов - известный американский психолог Говард Гарднер. Наша образовательная система делает упор только на двух типах интеллекта. Нет сомнений в том, что каждому из детей дан уникальный ум, но наши школы не принимают это во внимание. Формирование образа мышления учеников сводится к тому, чтобы ребёнок соответствовал определённому стандарту образованию. Поэтому при таком подходе теряется индивидуальность ребенка. В случае, если ученик обладает уникальным талантом, то его стараются подавлять даже «слабые» ученики. Многим учителям сложно работать с одаренными и талантливыми школьниками.
5. Система оценок основана на количественных показателях.
Получение оценок в школе на самом деле может быть для ученика унизительным, особенно тогда, когда он не согласен с выставленным баллом. В мире очень много учителей-гуманистов, которые до сих пор являются противниками выставления оценок. Потому что, постоянные невысокие оценки наносят вред ученикам и подавляют личность. Люди больше всего учатся на своих ошибках, но ошибки - худшее, что можно сделать в контексте современных школ. В школе лучший способ получить хорошие оценки - это делать то, что вам говорят учителя.
Но даже, если мы забудем об отсутствии морали в системе оценок, мы легко увидим, что она далека от реальности. В мире полно людей, получивших хорошие оценки в школе, но потерпевших неудачу в жизни, и людей, получивших плохие оценки в школе, но преуспевших в жизни. Это означает, что оценки просто неправильное педагогическое измерение, но и нет никакого другого способа обойти эту «ловушку».
Я часто слышу среди своих коллег и студентов, что оценки не соответствуют реальным знаниям, но пока человечество не нашло другого лучшего способа поощрения знаний учащихся. Я признаюсь, что до сих пор не могу понять разность между баллами 89 и 90. Поэтому, часто мы преподаватели вуза выставляем студентам 90 баллов, чтобы потом не показать свою некомпетентность в выставленных баллах. Я всегда признаюсь своим обучающимся, что для меня нет пути хуже, чем выставление оценок. И как избавиться от этого? Пока педагогическая наука и ученые молчат. Хотя мы понимаем, что должны избавиться от нее как можно скорее и начать построение такой системы, которая будет способствовать развитию личности и в целом человечества. Потому что прогресс общества, инновации начинаются с принятия ошибок, неудач и риска для достижения успеха.
6. Школьное образование ценит сухие знания выше применимых навыков, прогресса личности и развития творчества.
В некотором смысле это моя основная мысль, и к настоящему времени она не требует дополнительных пояснений. Печальная правда о современном образовании заключается в том, что оно направлено на уничтожение творческих способностей личности и инициативы в пользу стандартизации человеческого интеллекта, чтобы они лучше соответствовали стандартам фабрик двухсотлетней давности.
До сих пор большинство методов обучения остаются на уровне средневековья. Есть ещё педагоги, которые ведут урок под запись. А если ученик этого не сделает, то его пугают наказанием. Ученикам твердят, чтобы они читали учебники и изучали сухие факты, якобы все они истинны для жизни.
Для меня очевидна, что всему этому процессу есть альтернатива. Учителя должны быть координаторами дискуссий и консультантами, которые помогут обучающимся стать успешным и достичь поставленных целей. Ученики должны учиться делать практические вещи, изучать реальные проекты вместе со своими сверстниками, используя сильные стороны друг друга и вместе преодолевать свои слабые стороны. Школьников необходимо поощрять за то, что они стараются сформировать свои собственные пути развития. В педагогической практике существуют альтернативные образовательные проекты, которые имеют большой успех в авторских школах. Но, к сожалению, этот опыт особо не используется в формальном обучении для развития творческой личности. Нам нужно перенять этот опыт, начать его изучать и массово внедрять в государственную школу.
Я хочу вам напомнить, что креативность достигается не за счет зубрежки и строгих процедур анализа, а за оспаривание полученной информации и нестандартного мышления. К сожалению, наши школы в настоящее время воспитывают серую массу.
Я сторонник такой образовательной системы, которая поощряла бы независимое мышление, поддерживала личные таланты, развивала гуманистические ценности и творчество учеников. Я уверен, что если мы изменим свое отношение к современной системе образования и повернемся лицом к индивидуальным способностям учащихся, то однозначно выйдем на новый уровень формирования творческой личности.