Почему мы соглашаемся на малопривлекательные предложения? Как повышаем собственную значимость? И почему верим в гороскопы?
Когнитивные искажения — систематическое отклонение в поведении, восприятии и мышлении, связанное со стереотипами, субъективными убеждениями, сбоями в обработке информации и так далее.
Когнитивные искажения возникают по четырем причинам:
- избыточность информации;
- недостаточность смысла или многозначность;
- необходимость быстрой реакции/принятия решения;
- устойчивые механизмы фильтрации информации для запоминания.
Ранее мы уже обращались к когнитивным искажениям и разбирали те, что связаны с принятием решений. В этом материале мы обратимся к социально обусловленным искажениям, большинство из которых связаны с ошибками атрибуции. Атрибуция — собирательное понятие, связанное с приписыванием себе или другому человеку определенных характеристик. То есть, при помощи атрибуции мы объясняем собственные и чужие мотивы поведения.
Топ 10 социально обусловленных когнитивных искажений:
- Иллюзия конца истории. Независимо от возраста нам кажется, что наша личность сильно изменилась в прошлом, но слабо изменится в будущем. Согласно одному из самых масштабных исследований данного искажения (более 19 000 участников от 18 до 68 лет) человек склонен думать, что все основные изменения произошли в прошлом, а на данный момент его личность является цельной и окончательно сформированной. Это связано с низкой прогнозируемостью будущего.
Простая иллюстрация: проанализируйте изменения последних пяти лет жизни, а затем десяти и пятнадцати. Теперь представьте себя через 5, 10 и 15 лет. Если вы из тех людей, которые считают себя прошлого «другим человеком», но уверены, что все радикальные изменения закончены и через 5-10 лет вы не сильно измените свои установки и ценности, то являетесь заложником данного когнитивного искажения. - Искажение в пользу своей группы — склонность согласия с мнением людей, которых мы считаем членами своей группы, и отвержения мнения малознакомых людей. Под влиянием данного искажения мы более высоко оцениваем возможности и достоинства близких, чем малознакомых людей. Эта иллюзия связана с нейромедиатором окситоцином, который отвечает за привязанность и формирование крепких связей.
Пример: мы более охотно создадим команду из знакомых нам людей, чем будем искать кого-то еще, а при наборе новых членов группы мы будем относиться к ним строже, предъявляя более высокие требования, чем средние по нашему окружению. Кстати, это работает и с ценностью мнения. Если друг вам посоветовал специалиста, то его мнение будет более значимым и приоритетным в принятии решения, чем форум с отзывами. - Искажение самовозвеличения — тенденция признавать большую ответственность за успехи, чем за поражения. Это про склонность к чрезмерной убежденности в разумности своих установок и правил.
Пример: вы высоко оцениваете свои достижения как продукта упорного труда и комбинации ваших личных качеств, а промахи списываете на неудачное стечение обстоятельств, отсутствие сил, недостаточность информации для корректного выполнения ТЗ и так далее. - Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами.
Пример: вы опаздываете на важную встречу и считаете это чередой негативно складывающихся обстоятельств (сначала убежал кофе в турке, потом пришлось возвращаться за зонтом и, конечно, вы не ожидали, что попадете в пробку), но когда опаздывает ваш оппонент вы оцените такое поведение как безалаберное, даже если услышите подробный список причин для опоздания. - Эффект «Дверь в лицо» — склонность идти на уступку и соглашаться с малопривлекательным предложением, если оно предлагается сразу после более обременительной просьбы.
Пример: вас попросили одолжить 10 000 рублей, а у вас сейчас нет в распоряжении лишних денег, сразу после вас просят дать в долг хотя бы 1500 и вы соглашаетесь. Утрировано, конечно, но вспомните, как часто вам приходится соглашаться с чем-то, только потому что все альтернативные варианты еще хуже. - Феномен «Нога в двери» — склонность после выполнения незначительной просьбы соглашаться на более обременительные требования.
Например, вас просят взглянуть на содержание работы, вы знаете, что это займет две минуты и соглашаетесь, а потом соглашаетесь проверить сноски по ГОСТу, помочь написать аннотацию и так далее. Это простой цикл помощи и наше желание доводить дела до конца. Когда вы уже вовлеклись в процесс, вам сложнее отказаться от более времязатратной задачи. - Феномен «справедливого мира» — «люди получают то, что они заслуживают». Это тенденция веры в справедливость мира. Американская психологическая ассоциация провела исследование, которое подтвердило, что утрата веры в справедливость является одним из самых болезненных последствий большинства психических травм. Этот феномен помогает преодолевать препятствия (надежда на светлое будущее), создает ощущение контроля (та же надежда), стимулирует достижение целей, а также создает иллюзию безопасности. Однако он не только оберегает нашу психику от экзистенциального кризиса, к сожалению, у этого феномена есть и серьезный негативный эффект.
Пример: моральное осуждение жертв сексуального насилия (когда люди говорят, что жертва спровоцировала своим видом нападающего или ей не следовало поздно возвращаться домой, они просто защищаются от страха оказаться на том же месте путем генерирования причин справедливости происходящего). - Эффект Форера — особенность человека воспринимать как полностью достоверные описания своей личности обобщенные для многих людей фразы. Человек склонен соглашаться с позитивными характеристиками о себе. Все гороскопы, расклады таро, характеристики знаков зодиака работают именно так.
- Эффект первого впечатления — сформированное в первые минуты общения мнение о человеке влияет на дальнейшую оценку деятельности этого человека. Кстати, это закрепленный в нашем менталитете паттерн, помните фразу «встречают по одежке, а провожают по уму»?
- Эффект опознаваемой жертвы — тенденция оказывать более щедрую помощь одному человеку, чьи проблемы можно наблюдать напрямую, чем неопределенной группе лиц с аналогичными проблемами. Факт: люди чаще вносят пожертвования на одну конкретную трагическую историю с фотографией жертвы, чем жертвуют в фонды. Это также связано с иллюзией контроля, ведь так мы можем оценить собственный вклад в благополучие другого человека. Кстати, эффект опознаваемой жертвы может трактоваться как акт повышения собственной значимости.
Важно понимать, что наличие когнитивных искажений абсолютно нормально и связано с невыносимостью информационной перегрузки (она обуславливает агрессивную фильтрацию информации), с ощущением потерянности из-за отсутствия смыслов, вынужденности умозаключений, не подкрепленных фактами, из-за отсутствия времени на осмысление информации и так далее. Встроенные ментальные модели оберегают нас от выгорания, усталости, депрессии и апатии. А негативные проявления когнитивных искажений стоит хотя бы знать в лицо, чтобы в принятии важных решений вы не экономили на своих ресурсах и смогли здраво оценить ситуацию.
О том, как перепрошить свои когнитивным искажения мы говорили здесь.