Найти в Дзене
Две Войны

«Мы с «Тигром» вышли один на один» - советский ветеран рассказывает о своих боях на СУ-152

Изначально, "тренд" самоходных артиллерийских установок задавался Германией, но советские конструкторы достаточно быстро подхватили "эстафету" и начали производство очень мощных и практичных машин. В сегодняшней статье, мы не просто разберем советское САУ СУ-152, но и расскажем о ней глазами члена экипажа - ветерана Великой Отечественной Войны Глазунова Ивана Яковлевича.

Работы над созданием тяжёлой самоходной установки, способной одним выстрелом выводить из строя бронетехнику, а также тяжёлые укрепления противника начались в начале 1942 года. Однако фактическая разработка началась лишь в 1943 году, когда вся проектная документация была разработана за 25 дней. Производство машины было недолгим – с апреля 1943 по ноябрь 1944 было произведено всего 670 машин.

САУ получилась достаточно грозная – одним выстрелом действительно можно было как разбить танк, так и разрушить среднее фортификационное сооружение, благодаря 152-мм пушке МЛ-20С. Благодаря конструкции орудия, машина получилась ещё и многоцелевой – она хорошо справлялась как с фортификацией и строениями противника, так и с бронетехникой. Но малая скорость стрельбы (ввиду снаряда двойного заряжания весом в 43 кило, который надо было загружать вручную, причём в достаточно тесном боевом отделении), полноценным истребителем танков СУ-152 назвать не позволяла.

Несмотря на эти недостатки, аналогов советская САУ на тот момент не имела. Единственной машиной, которая оказалась близка по характеристикам, была немецкая самоходка "Brummbar", который имел лучшее лобовое бронирование. Но с учётом всех плюсов, уравнивающих немецкую и советскую самоходки, СУ-152 имела большую дальность выстрела при настильной траектории.

Первый бой СУ-152 приняли на Курской дуге. Пара десятков самоходок не могла повлиять на исход боя, но благодаря мощной пушке, они выступали и в роли противотанковой артиллерии. На счёт именно «самоходок» можно отнести как минимум 30-35 машин противника, причём большинство из которых составляли хорошо бронированные «Фердинанды» и достаточно новые на тот момент танки «Тигр» и Pzkpfw V «Пантера». В основном "Сушки" оставляли на замаскированных позициях для атаки, но нередко СУ-152 выходили в лобовую атаку.

ИСУ-152 «сбрасывает» маскировку. Фото в свободном доступе.
ИСУ-152 «сбрасывает» маскировку. Фото в свободном доступе.

Ветеран Великой Отечественной Войны, Глазунов Иван Яковлевич отзывался о своей боевой машине так:

«СУ-152 – отличная машина. Не хватало нам только вращающейся башни, как у танков. Мы, когда с танками сходились, не хватало маневренности, приходилось всю машину разворачивать для наведения. А танк он шустрее, потому и старались бить на дальних дистанциях»

На фронт Иван Яковлевич попал в 17 лет, вначале в артиллерию, служил в миномётном полку. Затем, после ранения, незадолго до Курской битвы, он попал в госпиталь, в Тулу. Из госпиталя его направили в Подмосковье, в Сталиногорск, где и сформировалось его дальнейшее прохождение службы:

«Тех, кто вылечился, направляли в запасной полк, там же, в Туле. И там уже приезжали офицеры и "разбирали" нас, кого куда. Меня, например, направили в Сталиногорск, в танковую часть.
В Сталиногорске меня
начали учить на механика-водителя. Мы должны были учиться примерно полгода, но на фронте не хватало солдат и техники, и меня отправили на завод, в Челябинск.
Тогда уже выпускались новые самоходки, и в Челябинске формировали экипажи машин и собирали полки. Кроме артиллеристов было немало экипажей, там ведь и танки собирали. Так я оказался в экипаже самоходки»
Глазунов Иван Яковлевич. Фото взято: iremember.ru
Глазунов Иван Яковлевич. Фото взято: iremember.ru

Вот что Иван Яковлевич рассказал о своем первом сражении с легендарными немецкими "Тиграми":

«Тигры» в балке были, а мы наверху встали, а потом начали спускаться в их сторону. После того как они начали вести огонь, мы их обнаружили. Командовал нами наш помпотех, он до войны работал на сталинградском заводе инженером. И вот начали мы бить. Так до того сильно немцы тоже били по нам, что разбили «ленивец» у нашей самоходки. Машина после этого не смогла вращаться, но немецкий танк все равно был в пределах видимости нашего орудия. Мы с «Тигром» вышли один на один, я видел только его. Немец бил по нам из балки, а мы сверху били.
Когда немецкая болванка попала в нашу машину, то мелкими осколками от своей брони я был ранен в лицо, глаза и в правую руку. Да не я один, многие из экипажа были ранены в разные места.
»

Несмотря на хорошую защиту, самоходке не хватало противопехотного оружия, и экипаж, часто рискуя собой, отстреливался из оружия личного. Кстати за подобный недостаток, генерал Гудериан, в своё время критиковал "Фердинанды", которые кстати тоже учувствовали в сражении под Курском. Видимо это "косяк" многих САУ того времени. А вот что об этом говорит Иван Яковлевич:

«Ну устанавливали на самоходку пулемёт, хотя он нам нужен был. У танков был, а у нас нет. Вот иногда приходилось на броню вылезать и из ППШ отстреливаться»
152-мм орудие СУ-152 на заводе готовится к установке. Фото в свободном доступе.
152-мм орудие СУ-152 на заводе готовится к установке. Фото в свободном доступе.
О немецком САУ "Штурмтигр" с огромным калибром, можно читать здесь.

Мощь орудия сложно представить, не видя СУ-152 вживую, но автор дал нам примерное понятие о ней:

«Сходу огонь открывать было опасно. Видишь цель, даёшь направление командиру, он оценивает и даёт приказ: «Цель уничтожить!» Прицел наводишь на цель, механику-водителю даёшь знак, чтобы остановился. Он остановится, а замковый даёт залп, останавливаться надолго нельзя, сразу надо с позиции уходить. А если не остановишься и выстрелишь, так и машину повредить можно сильно. Отдача огромная, представляешь? После выстрела на остановке, самоходка примерно на метра полтора откатывается. На остановке думаешь при каждом выстреле, лишь бы гусеница целой осталась, а кто-то сходу хотел стрелять»

Но несмотря на свою грозную мощь, СУ-152, как и большинство самоходок, была беззащитна перед маневренными противниками – для того, чтобы навестись на цель, находившуюся сбоку, требовалось заводить двигатель, разворачиваться в сторону цели и наводиться на неё, и всё под огнём противника, нередко включая и артиллерийский огонь:

«Почти весь полк потеряли, 43 машины. Практически одним махом освободили Киев, Белую церковь. После этого полк заново собирать пришлось. А как сформировали, так перебросили под Оршу - река Березина, слышал о ней? Оттуда уже Оршу и Витебск освободили. И только там одолели, так нас на Минск отправили.»
СУ-152 на марше, переправа через небольшой ручей, примерно 1944 год. Фото в свободном доступе.
СУ-152 на марше, переправа через небольшой ручей, примерно 1944 год. Фото в свободном доступе.

Однако, жалобы у экипажа на какие-то детали машины всё-таки были:

«Для механика-водителя в этом триплексе видимость очень малая. Чтобы лучше видеть, приходилось открывать его вверх. А если закроешь, так и совсем плохо: там же, в этом триплексе, стекло в четыре пальца толщиной и не видно ничего.»

Кстати, это было общей проблемой всех бронемашин РККА. Конечно, это обусловлено безопасностью и защищённостью экипажа, но всё же, обзор у водителя должен быть хорошим.

Всего за годы войны было подбито и уничтожено 171 СУ-152. Оставшаяся часть состояла на вооружении Советской армии примерно до 1958 года. После снятия с вооружения, машины пустили на переплавку. В данный момент известно о трёх сохранившихся СУ-152:

  • Одна единица находится в бронетанковом музее в Кубинке, в хорошем состоянии. Экспонируется в крытом ангаре.
  • Две единицы находятся в музее боевой техники в городе Джонув, Польша. Машины лишены ряда деталей и экспонируются на открытом воздухе.
  • В музее «Третьего ратного поля России» в деревне Прохоровка сохранились части подбитой в бою на Курской дуге СУ-152.
Интересную статью о выставке военной техники Времен ВОВ в Воронежской области, где почти все экспонаты на ходу, можно читать здесь.
Справа от пушки расположено место механика-водителя . Фото в свободном доступе.
Справа от пушки расположено место механика-водителя . Фото в свободном доступе.

В заключение можно сказать, что несмотря на все минусы машины, её удавалось применять успешно как в боях на улицах городов, так и в «чистом поле». Но по закрытии программы производства КВ-1с, на шасси которого и строилась эта самоходка, было завершено и строительство самой СУ-152, уступив место для ИСУ-152, построенной на базе ИС-1.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы оцениваете потенциал советской САУ СУ-152?