Продолжаю разбирать задания 2020 года. Эта статья посвящена эволюции.
1. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошиному шампуню?
Элементы ответа:
1) В популяции блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к разным ядовитым веществам ( разными мутациями).
2) При обработке шампунем, неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают. Это борьба за существование.
3) Выжившие блохи передают ген устойчивости к яду ( мутацию) из поколения в поколение и, эти особи имеют преимущество в размножении.
4) В результате естественного отбора формируется новая популяция блох, устойчивая к яду шампуня.
Оценка задания: 4 пункта - 3 балла, 3 пункта -2 балла, 2 пункта - 1 балл.
Главное раскрыть в вопросе мутация - борьба за существование - естественный отбор. Это ключевые понятия в ответе. Употребив их грамотно, можно гарантировать себе высокий балл.
2. Как с позиции эволюционной теории Ж.Б. Ламарка могли развиться видоизмененные в иголки листья кактуса?
Элементы ответа:
1) Кактусы произрастали в засушливых условиях, их большие листья испаряли много влаги, но растения при этом, стремились к совершенству и упражняли листья.
2) Под прямым воздействием факторов окружающей среды у предков современных кактусов, лист постепенно превращался в иголку.
3) Благоприобретенные признаки формы листа наследовались, и в конечном итоге образовались иголки.
Каждый пункт оценивается в 1 балл. Теория Ламарка, именно, основана на упражнении и неупражнении и,он считал, что только благоприятные признаки закрепляются и наследуются.
Удачной подготовки!