Время возведения Большого Сфинкса у знаменитых пирамид Гизы до сих пор остается тайной, покрытой мраком. Доподлинно неизвестно кто и когда из монолитной известняковой скалы высек удивительную фигуру. По этому поводу не утихают споры официальных историков и альтернативных исследователей. Но и не только из-за этого. Существует версия, что в 19-м веке Сфинкса не реставрировали, а построили заново. Как так? Вот и мне стало интересно в этом разобраться.
Как известно из истории Египта, еще античные историки утверждали, что строителем Сфинкса был Хефрен (2575-2465 до н.э.), потому что неподалеку археологи обнаружили диоритовое изображение этого самого фараона. Однако некоторых ученых это не убедило, и те стали утверждать, что Сфинкса выкопал и очистил от песка отец Хефрена – фараон Хеопс, в честь которого названа одна из пирамид Гизы.
Причем утверждается, что Сфинкса уже откапывали в древности под руководством фараона Тутмоса IV, который почему-то смог откопать только передние лапы. Но закрепляя свой успех, поставил между ними гранитную стелу в честь себя любимого. Окончательно песок вокруг Сфинкса был расчищен в 1858 г. Огюстом Мариеттом, основателем Египетской службы древностей, а в 1925-1936 гг. француз Эмиль Барайз закончил полную расчистку сооружения.
В общем, доподлинно известно только то, когда мегалит реставрировали в 19-м веке. Стоит дата начала реставрации - 1840 год. Но и тут накладываются друг на друга очевидные нестыковки в датах ремонта и изображениях самого Сфинкса в этот период. Отсюда и возникают различные версии, предполагающие, что фигуру с лицом Хефрена и телом льва построили с нуля именно в то время.
Представлю только ряд очевидных нестыковок, которые у меня вызвали закономерные вопросы. Но я надеюсь, что мы с вами обсудим и мои предположения, и ваши. Вот практически первое фото обнаруженного Сфинкса, он тут еще по самую голову занесен песком и раскопки не начаты. А вот дальше начинаются странности с его реставрацией.
1) На старых фото стела Тутмоса стоит не на своем месте.
Фото 1854 года, когда лапы уже откопали. Стела стоит между лап, но не как сейчас. Современное фото для сравнения.
Один исследователь, который не относит себя ни к официальным, ни к альтернативным историкам (ссылка на его страницу в ЖЖ дана под первым фото), утверждает, что это признак того, что была не реставрация. Мол стелу только что изготовили и привезли, не установив еще на нужное место. Мне показалось странным такое утверждение. Ведь с таким же доказательством можно говорить о том, что стелу переставляли, очищая под нее место установки. Или просто позже передвинули на другое место, освобождая пространство перед ней для туристов.
Так что с автором версии в данном случае я абсолютно не согласен. Однако он приводит и более интересные доказательства нового строительства.
2) Основоположник египтологии барон Денон рисовал голову Сфинкса не с натуры, потому что та сильно отличается от настоящей.
Основатель Лувра французский художник Доминико Виван, известный широкой общественности как барон Денон, сопровождал корпус Наполеона в его завоеваниях Египта в 1798-99 гг. и составил книгу рисунков и карт памятников изучаемой страны. Несмотря на огромное количество созданных им зарисовок (для 20-томного издания «Описание Египта»), пирамидам плато Гиза с Большим Сфинксом отведено всего две страницы. А вот так он изобразил самого Сфинкса. Для сравнения слева приведено фото настоящего, сделанное в 1931 году.
На основании этого исследователь из ЖЖ делает вывод, что барон Денон не срисовывал своего Сфинкса с натуры, а просто скопировал его со строительного эскиза, по которому тот строился (не реставрировался) как раз в это время. Единственное, что подвело художника, это то, что со временем строители серьезно отошли от первоначального эскиза, особенно в задней части головы.
Вот тут я даже могу согласиться с автором версии о новом строительстве. Ведь такую нестыковку иначе трудно объяснить. Действительно может оказаться, что барон Сфинкса не видел. Но вот почему так получилось у знаменитого художника? И тут у меня есть своя версия, что рисовать гравюры для 20-томного издания совсем непростая задача. И художник, чтобы облегчить ее себе, вполне мог срисовать Сфинкса с других гравюр и картинок, которых в то время появилось уже немало. Поэтому подходим к следующим нестыковкам.
3) На старинных гравюрах и рисунках голова Сфинкса смотрит в разные стороны, а сам мегалит стоит относительно пирамид на разных местах.
На различных картинках голова монумента находится в разных частях плато, как будто реставраторы передвигали эту махину, ища оптимальное место для установки. Что вряд ли, ведь по версии официальных историков и геологов, изучавших состав породы, из которой сделан Сфинкс, монумент вырублен из того же песчаника, что и само плато Гизы. Так что вряд ли что-то там двигали))
А что тогда было? Почему на разных картинках Сфинкс в разных положениях? У меня только одно рациональное предположение - художники рисовали с чьих-то слов, да и вряд ли пытались отразить точность положения Сфинкса на плато. Скорее всего рисовали по каким-то запросам покупателей тех самых гравюр. А уж точность там вряд ли требовалась.
Однако это только мои предположения. К тому же все-таки странно, что в 19-м веке Сфинкса рисовали по-разному.
Но у нас в наличии только старинные гравюры с датами их написания. А вот мотивов и объяснений художников из разряда "я так вижу" - нет. Так что опять остаются сомнения. Может действительно никто в те времена нашу загадку не видел? И пока художники придумывали, где Сфинкс стоит и как выглядит, какой-то "цех создателей истории" возводил заново знаменитость по своим эскизам? Как думаете?
Кстати, у автора из ЖЖ в статьях собрано очень много фото по Египту, и их действительно интересно смотреть. И даже некоторые его предположения достаточно обоснованы. Единственное, что мне не понятно - его мифические строители истории, которые создали эту нашу историю в 18-19 веках. Но кто знает, ведь наша история такая ветренная дама))