Известны памятники — семь чудес света, и принадлежат они народам, чей гений остался в веках. Почти все памятники разрушены тёмными силами злобы и невежества, но остаются в памяти поколений и Александрийский маяк, и висячие сады царицы Семирамиды. Как отголосок средиземноморской цивилизации, ближе к северным широтам, существовала своя самобытная культура. Нет в наших краях величественных творений, вроде египетских пирамид, но возвышаются над уральской лесостепью Елесинский, Ханский, Бабий курганы — десятиметровые монументы сарматским вождям. Помимо курганов к древним памятникам, состоящим из насыпного грунта, относятся валы. Эти оборонительные сооружения являлись обязательными элементами всех укрепленных поселений с эпохи бронзы до средневековья.
Впечатляюще выглядит Траянов вал протяженностью 59 километров, возведенный во 2-ом веке римскими легионерами в Дакии (современная Румыния). Непреступен Турецкий вал в Крыму, насыпанный на перешейке между Черным и Азовским морем неизвестно кем, намного раньше появления в Таврии турок. Грандиозно выглядят валы древнерусского городища старая Рязарь. В Приуралье, в 18-ом веке, от набегов степняков была выстроена оборонительная Закамская линия длиной 146 километров. На урале единственным в этом роде сооружением является Черемисский вал.
В восточном направлении, в сорока пяти километрах от Каменска-Уральского, близ села Черемисского, на правобережье реки Исети, в урочище Черный Яр, находится таинственный земляной вал — не плод сталинских пятилеток, не насыпь железнодорожного полотна. Известен вал более трехсот лет, с приходом на Урал русских переселенцев. Ни о времени возникновения, ни о назначении вала никто толком сказать не может. Вал этот, высотой три метра, шириной в основании тридцать метров, поднимаясь от Исети по угору,уходит на юго-восток, к реке Тече. Местами вал потерял крутость, превратился в отлогую насыпь, его углы загладились, заросли дерном, травой и кустарником. Еще до революции, уроженец Шадринска, археолог Владимир Яковлевич Толмачев, в своих записках сообщал, что вал начинался от реки Исети и через семь верст заканчивался возле устья реки Мостовки, впадающей в реку Течу у села Ключевского. Крестьяне уверяли, что «вал ветром надуло». Авторитетный уральский геолог Модест Онисимович Клер определил, что вал насыпной, искусственного происхождения, состоит из черноземного грунта. Неподалеку от вала В.Я. Толмачев обнаружил остатки двух курганных могильников и городище, которые длительное время распахивались местными хлеборобами. Ученым были найдены сотни странных холмиков - «курганчиков». В 1940 году челябинский археолог Константин Владимирович Сальников исследовал «курганчики», но они оказались без находок, пустыми. К.В. Сальников считал, что вал, вместе с рельефом местности, создавал удобный загон для скота и место под посевы. Площадь, образуемая валом, составляла треугольник со сторонами в семь, одиннадцать и шестнадцать километров — это правый берег Исети и низовье реки течи, где в старину были заливные луга, леса и степные участки с богатым травостоем...
Между тем, на протяжении последних трех столетий, вал растаскивают. Его среднюю часть лет двести назад распахали крестьяне, а семьсот метров вала со стороны реки Исети в советское время сняли колхозным бульдозером. В 2005 году, юго-восточная оконечность вала близ реки Течи еще существовала. В 2011 году я протер глаза, но трехсотметровой насыпи так и не увидел, насыпь снята тракторами, слилась с окружающей местностью. В настоящее время длина Черемисского вала девятьсот метров. Какое же назначение выполнял в древности означенный треугольник?
Коренными жителями Южного Зауралья были протоугры — предки современных финно-угорскихнародов (ханты, манси, венгры и др.) Древние угры жили оседло, делились на две взаимобрачные фратрии, занимались охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием, плавили медь, железо. А в южноуральских степях кочевали савроматы — родственные скифам племена, европеоиды североиранской языковой группы. Родственники савроматов — сарматы, в поисках новых пастбищ для скота, приблизились к уграм, стали к ним наведываться. Особых богатств у угров не было. Главной ценностью являлась женщина. Кража женщин могла привести к вымиранию общности. С приходом степняков, угры свои поселения начали укреплять рвом и валом. Племя сарматов во главе с вождем, состояло из родов, род — из семей. Род имел свой отличительный знак — тамгу. У сарматов долгое время существовал матриархат — главенство женщины — как родоначальницы, воины, жрицы. Женщины были полными хозяйками, и без их согласия не решался ни один вопрос. И мужчины и женщины были прекрасными конными наездниками и стрелками из лука. Любимым орнаментальным мотивом глиняных сарматских сосудов был рисунок стрелы. Многие женщины имели удлиненную форму головы, вытянутую назад и кверху. «Варварская» красота достигалась путем деформации черепа. Известно, что костная ткань черепа ребенка устанавливается к десятилетнему возрасту. В раннем детстве голову туго забинтовывали, и таким образом ей придавалась особая форма. Богатством, средством существования кочевников были лошади — и еда, и средство передвижения, и средство обмена. В отличие от коровы, которой на зиму нужно заготовить корм, лошадь добывает корм из-под снега.
Часть сарматов вела полуоседлую жизнь, имела постоянную территорию обитания, поседения и временные стойбища. Другая, неугомонная часть степняков, кочевала с табунами лошадей, жила в кибитках — двух или трехкомнатных домиках на деревянных колесах. В 4-ом веке бродячая часть сарматов ушла в Приуралье, где соеденилась с гуннами, двинулась на запад, и пала под ударами римских мечей. На протяжении всего 1-го тысячилетия, уральские земли испытывали постоянный приток населения с юга. Вслед за сарматами в Зауралье прибыли аланы — одно из сарматских племен (аланы — предки современных осетин). Относительно спокойная жизнь была нарушена в 6-ом веке. Несметные орды алтайских тюрок и разноэтнических племен ринулись в Среднюю Азию, представляя серьезную угрозу населению Южного Зауралья. Под натиском неприятеля лесные жители — угры могли уйти, природные условия на Урале позволяли отход. Сарматам отступать было некуда: кормилица-степь заканчивалась здесь, в Зауралье, дальше к северу, тянулись дремучие леса. Надо было защищаться. Вероятно местные родственные союзы не имели централизованной общественной власти, т.к. не было создано единой системы укреплений, и Черемисский вал явился форпостом Зауралья. Выбранное место для сооружения вала сочеталось со стратегической и экономической необходимостью. В треугольнике Черного Яра, на возвышенном месте, издавна находилось два курганных могильника, распаханных в советские годы. Возможно эти курганы были родовыми кладбищами устроителей вала, организаторов титанических земляных работ.
Из металла в те времена делали оружие, украшения, бронзовые котлы, топоры-кельты.Лопат из металла не знали. Вероятно были деревянные лопаты. Допуская возможность использования рабского труда, ресурс рабов был не велик. Всего скорее вал возводился руками членов сармато — аланских родов и данниками из числа местного населения. В огромном треугольнике содержалось дестки тысяч голов лошадей, рогатого скота. Воды и корма было достаточно. Рельеф местности и растительность скрывала конские табуны и людей. Упоминавшиеся «курганчики» возле вала, вероятно могилы — кенотафы (условные погребения). Для того, чтобы упредить неприятеля, часть сармато-аланского населения участвовала в военном походе, и эти холмики — памятники воинам, не вернувшимся с чужбины.
Вал можно условно датировать 6-ым веком нашей эры и этническую принадлежность строителей вала отнести к сармато-аланам. Враги были оттеснены, не смогли прорваться на исетскую землю, а вал остался немым свидетелем былых тревожных событий.