Одно из главных условий успешной сдачи экзамена по литературе - понимание произведения. Именно ПОНИМАНИЕ, а не его прочтение. Понять текст XIX века так, чтобы осознать все реалии жизни героев, безусловно, нелегко, ведь нас отделяют 150 лет. Причем за годы эти человечество на самом деле совершило огромный скачок - изменилось абсолютно все.
На помощь придут книги, рассказывающие о том, как и чем жили люди XVIII - XIX веков. Монографии, лекции помогут сформировать целостное представление о культуре той эпохи.
Лучшее из всего написанного - это труд Ю.М. Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства".
Академик, исследователь, специалист по биографии и творчеству Пушкину так характеризует свои лекции:
«Пылинки дальних стран» истории отражаются в сохранившихся для нас текстах — в том числе и в «текстах на языке быта». Узнавая их и проникаясь ими, мы постигаем живое прошлое. Отсюда — метод предлагаемых читателю «Бесед о русской культуре» — видеть историю в зеркале быта, а мелкие, кажущиеся порой разрозненными бытовые детали освещать светом больших исторических событий".
Пожалуй, нет ни одной области жизни XIX века, которая осталась бы не изученной или не отраженной в книге. Достаточно посмотреть на оглавление, чтобы в этом убедиться: Люди и чины, Сватовство, Русский денди, Карточная игра, Дуэль, Век богатырей, Люди 1812 года.
В главе "Женский мир" подробно рассмотрен вопрос положения женщин на рубеже веков. Какое образование получали, какой была мода (вы знали, например, что были "платья, которые позже стали называть онегинскими, хотя они вошли в моду задолго до опубликования «Евгения Онегина», уже на грани двух веков"), какие книги читали, чем занимались в свободное время - обо всем этом очень подробно и обстоятельно пишет Лотман.
"Девушка и женщина 1820-х годов в значительной мере создавала общую нравственную атмосферу русского общества. Когда мы говорим о том, откуда берутся люди декабристского круга, которых Герцен называл «поколение богатырей, выкованных из чистой стали», — тут можно указать много причин. Это и исторические события, и войны, и книги, но это еще и гуманистическая атмосфера, которая так неожиданно ворвалась в семейную жизнь. Конечно, не следует думать, что таких женщин было очень много. Были и «дикие помещицы», и их даже было больше".
Кому из нас не хотелось бы попасть на бал? Как учились танцевать? Какой надо было знать этикет? Чего нельзя было делать, а что, наоборот, поощрялось? Почему вальс был запретным танцем? Это далеко не все вопросы, на которые можно найти ответы.
"Бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе — областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражениях полковника. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта".
Исследование М.В. Короткова "Путешествие в историю русского быта" напоминает скорее учебник и стилем, и оформлением, и даже вопросами, которые предлагаются в конце каждой главы. Правда, в целом это действительно Путешествие, потому что нам предлагают прогулку по древнему городу, по городу мастеров, по дворянской усадьбе.
"Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы выезжаем в аллею, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виднеется помещичий дом. Такую аллею называют въездной, потому что именно по ней можно было подъехать к дому. Въезд в усадьбу оформлен в виде поки, украшенной скульптурами изображениями зверей".
Большим достоинством книги являются иллюстрации как цветные, так и черно-белые, помогающие представить все воочию.
Книга Нонны Марченко "Приметы милой старины" совмещает в себе очерки учёного и документальные источники. Каждая глава содержит воспоминания, дневники, письма известных и не очень людей XIX века.
Например, глава "Книжные лавки" начинается выдержкой из журнала "Отечественные записки", затем цитируется стихотворение мало известного поэта, воспоминания Карамзина, свидетельства Булгарина, знатока и любителя книг Лисенкова, Смирдина, Ивана Панаева. И получается многостронняя яркая картина, полностью раскрывающая суть явления, о котором пишет Марченко. О чем можно узнать, изучив книгу? О маскарадах, об Альбомах дам, о языке цветов, о тенденциях в моде, о мирах, о карточных играх, наградах, о том, как проходили коронации царей, о том, как устроен быт дворянского гнезда.
Подобные книги просто интересно читать, они на самом деле дают чёткое представление о том, как жили наши предки.
"Если нам не дано исчерпывающе понять прошедшее и настоящее, то мы можем осознать свою неотделимую с ними слитность. Это чувство растет от проникновения в большие исторические события в той же мере, как и от сопереживания мелких и мельчайших сторон жизни" (Ю. Лотман)