Найти тему
Next Level

Убийственные ошибки при написании бизнес-плана

Оглавление
Свой первый бизнес-план я написал еще на 2м курсе и гордо пошёл с ним в университетский бизнес-инкубатор. Там все офигели от объёма в 80 страниц, улыбнулись... и никто не стал читать. Теперь это кажется ожидаемым, но не тогда, после 3 дней безотрывной работы над ним.
В дальнейшем мне повезло прокачать больше опыта в бизнес-планах по нескольким иным проектам. Но когда начинаешь говорить на эту тему с другими людьми, удивляешься, насколько по-разному все понимают понятие “бизнес-плана”.

Поэтому кажется важным раскрыть эту тему и указать на несколько фундаментальных ошибок новичков (и не только). Для этого будем отталкиваться от трёх базовых принципов:

  1. В первую очередь, сам по себе план = это цель + описанный путь ее достижения.

    То есть, без четкой цели любой план - не план, а “фантазии на тему”.

    И наоборот, без шагов по достижению цели план тоже не план, а хотелка. Не проект, а прожект.
  2. Бизнес-план (БП) - это не просто зарисовки и расчеты по проекту “на коленке” и “для себя”. Не все наши заметки и бэклог (список изменений на будущее) задач, сведённые воедино.

    БП - это официальный документ компании, который должен приниматься наравне с уставом, годовым бюджетом и подобными фундаментальными бумагами.

    Чувствуете, сразу возрастает ответственность за то, что мы в нём укажем; становится стрёмно вписать что-то лишнее?
  3. Очевидно, что невозможно сесть и распланировать на будущее всё и сразу. Факторов слишком много, и не все из них подвластны нам. Поэтому и БП не может быть железным, неизменяемым - для него рассчитывают минимум 3 сценария:
  • - реалистичный (максимально объективный с учетом текущих ресурсов и всей имеющейся информации о настоящем и о будущем)
  • - оптимистичный (с учётом позитивных изменений, которые сыграют нам на руку и ускорят развитие)
  • - пессимистичный (на случай, если всё пойдёт не по нашей задумке, если сработают какие-то негативные факторы).

    Про пессимистичный сценарий еще напишу ниже.

    Но здесь главное, что каждый из них ведёт нас к цели. Разными путями, но сохраняя формулу “
    план = это цель + описанный путь ее достижения”.
Цели обычно выражаются в достигнутой доли рынка или величине оборота, объёме продаж. И далее в самом документе проводится анализ рынка/отрасли и конкурентов, формируются производственный и маркетинговый планы, описываются товары и услуги, организационная структура бизнеса, бюджеты и финансовые планы (иногда инвестиционные), проводится оценка всевозможных рисков и препятствий, политика компании по разным вопросам от корпоративной культуры до, например, экологии и благотворительности, поскольку эти аспекты тоже могут оказывать влияние на достижение основных целей бизнеса.
-2

Теперь, собственно, к ошибкам:

Ошибка 1, чаще всего распространена у стартапов.

Писать бизнес-план до каких-либо первых продаж.

В чём тут фундаментальность: возвращаемся к Принципу №2. Официальный документ должен приниматься исключительно на основе данных, а не на фантазиях. Если у нас еще нет продаж, значит нет и подтверждения, что хоть кто-то будет покупать за ту цену, что мы хотим прописать в бизнес-плане. Мы не знаем, будут ли работать наши воронки привлечения. Мы, скорее всего, еще не столкнулись с рынком и не до конца понимаем наших реальных конкурентов - то есть те продукты, на которые тратятся бюджеты вместо покупки нашего.

Без продаж у нас нет никаких подтверждений написанному в БП. Просто-напросто не на что сослаться. Ссылаться на аналогичные показатели конкурентов - опрометчиво и несерьезно. У них могут быть свои нечестные конкурентные преимущества, налаженные каналы дистрибуции. То есть, нет гарантий, что у нас получится тот же результат, что и у них.

Поэтому до реальных продаж самым адекватным будет как раз вести расчёты “на коленке для себя”, а не пытаться впечатлить партнеров и инвесторов умением ваять документы с рандомными циферками. Именно поэтому мне и поулыбались в бизнес-инкубаторе, а не потому, что сам план был плохо составлен.

Еще проще говоря, стартапу бизнес-план писать рано и бессмысленно - еще успеют. Собственно, на начальной стадии стартап - еще не бизнес, а в большой степени бессистемный проект. И в этом его преимущество перед корпоратами. Загоняя себя в рамки бизнес-плана, он это преимущество начнёт терять и потеряет собственную “стартапность”.

-3

Ошибка 2

Слишком много допущений.

По сути, продолжение Ошибки 1, но эта возможна уже и при наличии показательного объёма продаж. Здесь речь о поверхностной аналитике с предполагаемыми (неподтвержденными) цифрами. О недостаточной аргументации в документе тех фактов, о которых там идёт речь. Когда мы делаем бизнес-план не столько про бизнес, сколько про план.

Тут тоже отсылаемся к Принципу №2 - документ слишком серьезен, чтобы составлять его на основе допущений и субъективных оценок. В БП нужна железобетонная логика. Любой вывод должен быть однозначен и последователен. Любая аналитика - напрямую коррелировать с имеющимися подтвержденными фактами и цифрами.

-4

Ошибка 3

Излишне объемный документ.

Если говорить об аналитике и выводах, их вообще не должно быть много. В БП нужна не писанина, а общий вектор развития, реалистичные цифры и демонстрация сходимости юнит-экономики. И в конце каждой главы можно подвести общий итог в прозе. Но в общем и целом документ должен характеризоваться как лаконичный.

Всегда у всех было и будет желание написать всеобъемлющий и предельно подробный бизнес-план с массой глав, простроить маркетинговую стратегию на 5 лет вперёд, предусмотреть все риски вплоть до инопланетного вторжения и доказать всему миру, какие мы гениальные планировщики (привет от Джокера Хита Леджера).

Но предусмотреть всё - невозможно. И даже неправильно. Прелесть бизнеса в том, что на нашем пути появится ещё много новых, пока скрытых, возможностей (мы же помним, что везёт тому, кто везёт). И глупо от них отказываться по причине, что когда-то в прошлом мы наметили себе на бумаге фантазии на Х лет вперед, и потому не готовы быть гибкими, принимать новые переменные и находить бОльшую выгоду.

БП - это стратегический документ. Он служит для того, чтобы, глядя на него, принимать верные более мелкие тактические и оперативные решения.

Возвращаясь к принципам №1 и №3 - нужно задать общий путь развития компании, а не выпустить альманах или сборник строгих рецептов.

Встречал ребят, которые хотели вставить в БП расчет рынка 3 (!) разными способами (зачем?), отдельную маркетинговую стратегию по каждому из 5-7 основных сегментов их ЦА, а в придачу подложить прописанные должностные инструкции их менеджеров по продажам, которых в проекте ещё даже не было. Сизифов труд, несвоевременный и беспощадный.

-5

Ошибка 4, есть в 100% случаев

Сценарии слишком оптимистичны.


А) Самообман. Особенно в сроках реализации задач.

Понятно, что все мы лучшего мнения о себе и своей команде. Понятно, что, когда мы влюблены в свой проект, мы пишем БП в приподнятом настроении и на пике мотивации, готовясь сворачивать горы. И это очень хорошо.

Но, сталкиваясь с реальностью, оказывается, что в нашей картине мира не было и 50% факторов, которые оказывают влияние на наш проект и процессы в нём. Из-за этого пессимистичный сценарий становится просто объективным, а тот, что планировался как реалистичный, уже выглядит оптимистичным.

Самый простой кейс - разработка IT или дизайна. Когда мы обсуждаем задачу даже с самим разработчиком, мы вместе закладываем на её выполнение Х времени. По факту выходит в лучшем случае 2,5-3Х. Вылезают доп.вопросы, производственные сложности, правки и т.д. и т.п. Оказывается, между нашим “простым” представлением задачи и её качественной реализацией - целая вселенная. Поработав с десятками стартапов я убедился, что на деле это так (если делать хорошо, а не на “отвали”).

Или тоже жизненный пример бюрократии - нужно составить по имеющемуся шаблону и отправить письмо партнерам. Кажется, это дело 10 минут. Но письмо должен согласовать руководитель, часто не один. А он недоступен. Или хочет внести правки, чтобы было не по шаблону, а более персонально. А потом оказывается, что перед отправкой нужно уточнить какую-то деталь (фактчекинг = проверка достоверности сведений), чтобы не вызвать у партнеров лишних вопросов. И вот уже отправка письма - громоздкая задача на полдня, чтобы удовлетворить всем требованиям.

А ещё надо помнить, что мы лично нерепрезентативны. Если мы умеем делать 50 звонков в день с конверсией в клиента 30% и иметь таким образом по 15 новых платящих клиентов в день, не значит что наш джуниор продажник, вчерашний выпускник, за 25 000 рублей (потому что больше не можем пока себе позволить) сможет делать так же, даже если обучать его будем лично мы.

-6

Б) Есть еще примерно 14 000 625 факторов, которые мы просто неспособны оценить без дара предвидения.

Среди них и самый банальный - человеческий, и экономические циклы, и “черные лебеди” ( = неожиданные события и их последствия, которые не могли предсказать даже прогнозисты по причине, что они не вытекают из логики других событий и подпадают под определение “из ряда вон выходящих”. Например, пандемия короновируса), и политическая нестабильность, новые санкции и т.д. и т.п.

А ещё конверсия у нас не будет на уровне средней по рынку с первого дня.
Сотрудники будут тупить, болеть, уходить в отпуска и декреты.
Правительство принимать новые поборы и лоббировать “своих”.
Экономика не соответствовать заявленным темпам роста (или отрицательного роста :) )
Рынок - предлагать инновации.
Конкуренты - бороться нечестными способами.
Клиенты - вести себя неадекватно.
А проверяющие органы - кошмарить, чтобы закрыть свои “планы”.

Это всё к чему: бизнес - не место для эмоций и завышенных ожиданий. А именно по этой причине в БП всегда есть место недооценке узких мест.

Лучше сразу подходить к написанию так, чтобы пессимистичный сценарий не становился оптимистичным при столкновении с реальностью; занизить ожидания и заложить себе больше пространства для манёвров. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему - БП имеет смысл писать только в таком настроении.

Это основные ошибки, которые убивают неплохие бизнес-планы.

Остальные - более частные, например, типичные ошибки при построении юнит-экономики. Но о них уже много где написано, не составляет труда загуглить.

Резюмируя:

  • сначала начинаем продажи, из них делаем правильные выводы и только потом формируем бизнес-план;
  • пишем крупными мазками и лишь о том, что напрямую двигает бизнес к его целям;
  • отвечаем за каждую цифру и каждое предположение в документе;
  • занижаем ожидания, по-максимуму стараемся избежать самообмана.
Понравился пост? Перешли его друзьям, кому может быть интересна эта тема.

#nltips #nl_bigpost