Логические ошибки - это отклонение от темы (развитие ненужной побочной темы), отсутствие развития мысли (повторы мыслей), противоречие в высказывании.
Приведем пример логической ошибки - противоречия в высказывании:
Жизненные позиции Гринева и Пугачева противопоставлены. Если первый отрицает путь насилия («…Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину»), то второй бывает бесчеловечен. Отношение Пушкина к бунту однозначно отрицательное. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - пишет он.
Хотя, конечно же, нельзя не заметить, что Емельян принимает живое участие в судьбе Гринева: в благодарность сохраняет ему жизнь, помогает юноше освободить Машу. Всё-таки Пугачев, в отличие, например, от оренбургского генерала, заодно с Гриневым.
Исправим ошибку:
Отношение автора к Пугачеву двойственное.
С одной стороны, жизненные позиции Емельяна и Петра противопоставлены. Если первый отрицает путь насилия («…Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину»), то второй бывает бесчеловечен. Отношение Пушкина к бунту однозначно отрицательное. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» - пишет он.
С другой стороны, конечно же, нельзя не заметить, что Емельян принимает живое участие в судьбе Гринева: в благодарность сохраняет ему жизнь, помогает юноше освободить Машу. Доброта и честность Петра заставляют Пугачева проявить лучшие стороны натуры, и это выгодно отличает предводителя восстания, например, от оренбургского генерала.
Речевые ошибки:
- неоправданные повторы слов (обычно больше двух употреблений одного слова в рядом стоящих предложениях - если только это не лексический повтор, оправданный смыслом); следует подбирать контекстные синонимы: "говорит", "пишет", "повествует", "сообщает", "делится с нами", "напоминает", "отмечает", "утверждает" и т.д.; "герой", "персонаж", "Базаров", "Евгений", "молодой человек", "талантливый ученый", "друг Аркадия" и т.д.;
- многозначность, неточность в употреблении местоимений 3-го лица (он, она, оно, его, ее) : "Крайне нетерпимое отношение истинного аристократа Павла Петровича к нигилисту Базарову свидетельствует о несостоятельности, уязвимости его жизненной позиции" - "жизненной позиции первого / представителя старшего поколения";
- ошибка в употреблении паронимов: "отличаются между собой" - "различаются между собой" / "отличаются друг от друга", "представил ему возможность" - "предоставил ему возможность";
- пренебрежение историческим контекстом - лексический анахронизм: "Дикой недоплачивал своим работникам зарплату" - "жалование"; "Лиза была домработницей в доме Фамусова" - "горничной";
- неуместное использование слов и выражений разговорного стиля: "написал про него" (разг.) - "написал о нем", "Известие о приезжающем ревизоре навело шороху (разг., экспр.) среди чиновников уездного города" - "встревожило чиновников" / "посеяло панику среди чиновников";
- ошибки в употреблении фразеологизмов - устойчивых сочетаний: "играет большое значение" - "имеет большое значение" / "играет большую роль", "одержал первенство" - "одержал победу" / "выиграл первенство";
- смысловая избыточность (плеоназм): "в мае месяце" - "в мае", "молодая девушка" - "девушка" / "молодая женщина"; "сделал свой собственный выбор" - "сделал свой выбор";
- тавтология - неоправданный повтор однокоренных слов в ближайшем контексте: "писатель пишет" - "писатель сообщает" и т.д., "Лодка приближалась всё ближе" - "Лодка всё приближалась".
Делитесь примерами встреченных вами в речи окружающих ошибок!
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!