Землевладение Волжского казачьего войска, как и Войска Донского, было служилым. За право пользования землей и привилегиями казаки были обязаны нести службу с собственным снаряжением. В отличие от донцов волжские казаки получили в пользование от императрицы ранее не принадлежавшие им государственные земли. Сроки пользования землей не оговаривались. Это подчеркивало зависимость от государства, временный характер существования войска на Волге, создавало предпосылки для его переселения. Волжскому войску принадлежали обширные земли, граничащие на юго-западе с владениями Царицына, на западе и севере - Войска Донского, на северо-востоке - Дмитриевска (Камышина). Более 20 лет войсковая территория не имела точных границ. Это порождало конфликты из-за спорных земель в пойме Иловли между волжскими и донскими казаками. В результате нескольких размежеваний, проведенных по приказу Военной коллегии, границы Волжского войска определились к началу 1755 г. Они расширились за счет сокращения владений Войска Донского. Волжские казаки активно участвовали в колонизации пустующих земель региона. Вопреки запретам правительства они заселяли свою территорию, граничащую с Войском Донским, а также не принадлежавшие войску земли в Заволжье.
Станичные юрты Волжского войска образовались вокруг основных войсковых населенных пунктов: войскового центра Дубовки, станиц Балыклейская, Караваинская и Антиповская. Границы юртов оставались «размытыми» до переселения волжских казаков на Терек. Распределение станичной земли на паи и частное землевладение отсутствовали. Обилие свободных земель, природно-климатические условия региона повлияли на развитие у волжских казаков землепользования в форме вольной распашки и переложной системы земледелия. Вольная распашка была характерна в разные времена для всех российских сельских общин при обилии свободных земель, особенно во время колонизации новых территорий.
Природные ресурсы территории Волжского войска, его географическое положение давали казакам возможность развивать различные отрасли хозяйственной деятельности.
Полеводство не было в Волжском войске ведущей отраслью хозяйства. Оно было не популярно у казачества вообще. Слабое развитие полеводства у казаков было обусловлено и интенсивностью службы. Обрабатывать землю могли находившиеся на отдыхе служащие казаки, члены их семей, отставные или не служившие казаки и их семьи. В семьях казаков, служивших долго за пределами войска, хозяйством занимались их родственники - обычно старики, женщины и дети до 15 лет. Они могли возделывать лишь небольшие участки земли, ухаживать за скотиной, ловить рыбу, заниматься другими, не требующими больших физических затрат, промыслами. В хозяйстве богатых казаков работали наемные рабочие: приписные малороссы, крестьяне-отходники, бродяги, беглые. Подобная ситуация наблюдалась в XVIII в. и в других казачьих войсках.
Волжские казаки выращивали многие виды зерновых, бахчевых, огородных и садовых растений, а также коноплю и виноград. Из конопли плели неводы. Арбузы, дыни и плоды садовых культур выгодно сбывались на месте или в Саратове. Годовой земледельческий цикл продолжался с конца февраля по конец октября, исключая период вызревания хлебов с конца июня до конца августа. Молотьбой занимались с осени до конца зимы.
Наиболее распространенным видом хозяйственной деятельности волжских казаков было скотоводство. Природно-климатические условия региона способствовали развитию коневодства, овцеводства, разведению крупного рогатого скота. В хозяйствах волжских казаков преобладал крупный рогатый скот. Казаки посвящали скотоводству свободное от службы время, имели от него основной доход и жили весьма зажиточно. Скот обычно держали на хуторах, расположенных скученно, наподобие небольших деревень. Животноводство приносило прибыль от торговли скотом, снабжало мясом, молоком, шерстью, кожей. Волы и быки были в регионе основной тягловой силой для вспашки целины и перевозки больших грузов. Коневодство развивалось на войсковом уровне. В Волжском войске по древней донской традиции к войсковым и станичным табунам командировались наиболее опытные в уходе за лошадьми казаки. Они выпасали и охраняли табуны. Иногда волжские казаки пользовались услугами наемных пастухов.
Экономической единицей войска было казачье хозяйство. Наиболее развитыми были хозяйства старшин. Хуторские хозяйства преобладали и были комплексными. Хуторяне занимались различными видами хозяйственной деятельности. Волжские казаки имели около 60 хуторов. Хутора были сосредоточены в долинах рек. Возле хуторов строили мельницы. На хуторах селились одностаничники владельцев и жили наемные работники. Хозяйства казаков могли приносить высокий, но не стабильный в условиях интенсивной службы доход. Экономические привилегии Волжского войска играли важную роль в развитии казачьих хозяйств.
Жалованье волжских казаков было меньше, чем у других войсковых, а также многих полковых и городовых казаков. Тем не менее, в период образования войска служащие казаки могли за счет подъемного и годового жалованья завести минимальное хозяйство и содержать семьи. Часть жалованья казаков уходила на приобретение вооружения и лошадей. Во время службы оружие приходило в неисправность, а лошади падали. Вернувшись домой, казак был обязан привести в порядок военное снаряжение. Если он не имел необходимой суммы, то должен был продать или заложить имущество или взять деньги в займы у родственников или соседей. Поэтому казаки избирали такие виды хозяйственных занятий, которые приносили наибольшую прибыль при наименьших временных затратах и капиталовложениях. К ним относились наиболее распространенные в регионе промыслы.
Рыболовством и охотой в Нижнем Поволжье промышляли в XVIII в. в основном только казаки. Рыба и мясо диких животных составляли часть совокупного казачьего дохода. В Нижнем Поволжье в те времена водилось много дичи, но было мало животных, за шкуры которых можно было выручить деньги. Поэтому в отличие от рыболовства охота, практически, не имела промыслового значения и была подспорьем в домашнем хозяйстве.
Рыболовство приносило казакам высокий доход. Рыбный промысел в Нижнем Поволжье был вообще экономически выгоднее хлебопашества. В реках и озерах, расположенных на территории Волжского войска, ловилось много различной рыбы в течение всего года. Улов сбывался обычно зимой в Москве, Петербурге, Саратове и других российских городах. Иногда казаки нанимали ловцов рыбы за деньги. Богатые казаки имели много лодок и наемных гребцов. Затраты на снасти, лодки и наемных рабочих окупались за счет продажи возросших рыбных уловов. Разновидностью рыбного промысла были засолка и торговля соленой рыбой и клееварение. Соленая рыба и икра стоили дороже свежих, хранились дольше. Посол рыбы был экономически выгоден благодаря привилегии бесплатного пользованья солью. Столкновение торговых интересов государства и волжских казаков в области соляной и рыбной торговли привело к потере в 1756 г. значения привилегий бесплатного пользования солью и безоброчной рыбной ловли для развития в Волжском войске товарного производства свежей и соленой рыбы и рыбных продуктов.
Наиболее прибыльными промыслами волжских казаков были винокурение, пивоварение и медоварение. Если сырье для винокурения (например, рожь) не производилось в хозяйстве казака, а закупалось на рынке, продажа простого хлебного вина (водки) приносила чистую прибыль в размере 1722% от затрат на закупку сырья. При использовании в винокурении собственной ржи доход был еще выше. Отходы винокуренного производства - барда считалась прекрасным кормом для скота и использовалась в хозяйстве. Чистая прибыль от продажи пива составляла 455% сырьевых затрат. Чистая прибыль при медоварении - почти 59% от затрат на сырье. Крупнейшим винокуренным производством Волжского войска были винокурни Персидских.
Контрабандная торговля вином увеличивала сбыт продукции винокуренных производств, а, следовательно, и прибыль казаков. Она была распространенным явлением и на Дону. Правительство регулярно подтверждало запреты на контрабанду, вводило дополнительные таможенные кордоны, но это не давало существенных результатов. Губернатор Астрахани Н.А. Бекетов неоднократно обращался к правительству с требованиями отменить свободную виноторговлю на территории Волжского войска, предлагал проекты реорганизации или переселения войска на другую территорию, предусматривавшие введение на войсковой территории винных откупов. Наибольший вред со стороны волжских казаков наносился виноторговле Царицына и Дмитриевска, между которыми располагалось Волжское войско. Казаки продавали вино дешевле, чем в казенных кабаках. Их вино скупали работные люди и купцы на территории войска. Вино тайно вывозилось в Царицын и Дмитриевск. Губернатор заботился не только о государственных интересах, но и о личной выгоде. Пользуясь указами, предоставлявшими помещикам и вотчинникам исключительные права на винокурение, он организовал в селе Началово под Астраханью собственное винокуренное производство. Сенат подтвердил винную привилегию Волжского войска, запретив вывоз вина в российские города.
Доходным промыслом волжских казаков было кладоискательство - раскопки древних захоронений и поселений. Этому способствовало расположение на войсковой территории остатков золотоордынского городища Бель-Джамен и курганов, а также недалеко от войска на левобережье Волги - столицы Золотой Орды Сарай-аль-Джедида. До появления Волжского войска ордынские городища не подвергались систематическим раскопкам. Кладоискательство было санкционировано волжскими войсковыми властями, достигло общевойскового масштаба и превратилось в источник не только личного, но и общевойскового дохода. Казаки находили золотые и серебряные украшения, посуду, оружие, вывозили с раскопок кирпич. Золотые фигурки животных, обнаруженные при раскопках, использовались в виде украшений для головных уборов казачек. Часть ордынских драгоценностей и кирпича шла на строительство и украшение войсковых церквей и других зданий. Часть находок продавалась. Вырученные деньги обычно вкладывались в развитие традиционных хозяйственных казачьих занятий. То есть, кладоискательство имело товарное значение.
Ремесленное производство волжских казаков, напротив, товарного значения не имело. Оно вообще было не популярно у казачества. Тем не менее, волжские казаки обладали навыками слесарей, резчиков, столяров, маляров, кузнецов, вязальщиков веревок и неводов. Казачки ткали материю и шили одежду. Ремесленничали отставные и не служащие казаки, а также служащие казаки, находившиеся на отдыхе. Волжские казаки производили свои изделия в основном для личного, возможно, станичного и войскового потребления.
Прибыльным занятием волжских казаков была торговля. Выгодно расположенная на Волго-Донской Переволоке Дубовская пристань имела важное торговое значение. Купцы стремились поселиться в Дубовке или хотя бы открыть собственное дело. Служба не позволяла казакам торговать систематически. Однако в Дубовке имелся общественный (войсковой) гостиный двор. Волжские казаки выгодно торговали с донцами досками и бревнами, сплавлявшимися по Волге из верхних городов. Продавали деготь и смолу, готовые лодки и даже суда величиной более 6-8 сажен.
Таким образом, хозяйственный уклад волжских войсковых казаков имел черты, характерные для всех российских казачьих войск, и специфику, обусловленную природно-климатическими условиями региона, географическим расположением и интенсивной службой Волжского войска. Специфика хозяйственного уклада проявлялась в повышенном экономическом значении рыболовства, винокурения, кладоискательства, бахчеводства, торговли лодками, лесом, продуктами обрабатывающих производств. Вспомогательное значение в хозяйстве волжских казаков имели огородничество, садоводство, виноградарство, контрабандная торговля и охотничий промысел. Экономической единицей войска было казачье хозяйство. Хуторские хозяйства преобладали и были комплексными. Они могли приносить высокий, но не стабильный в условиях интенсивной службы доход.
Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.
Продолжение темы:
Великая Степь -- Казачья Родина.
Волжское Казачье Войско: донские казаки и греки, украинские казаки и слободчане, русские и украинские мещане и крестьяне.
Аланы и Сарматы -- степные протоказаки раннего Средневековья.
Протоказачьи властители Азиатской Скифии -- Саки, Касаки, Касахи, Коссаги, Казахи,..
Разоблачение мифа имперско-лапотных историков о якобы рвении всех казаков к государевой службе.
Великая Скифия -- прародина Казаков.
С XVI века, торговля -- основной источник дохода Донских Казаков.
Казачий историк Евграф Савельев о барышах казаков и иногородних на Дону (начало XX века).
XVII в. Социальное расслоение у Донских Казаков -- домовитые и голутвенные.
Культура, образование и (как следствие) веротерпимость Астраханских Казаков.
Хозяйственная жизнь Астраханских Казаков.
О станичных атаманах и станичном самоуправлении.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.