Найти в Дзене

Как один наш танк сразу два немецких штаба уничтожил

В очередной раз наткнулся на сайт anaga.ru, создатели которого публикуют самые невероятные истории войны. Причём часто дополняют их различными подробностями, порой довольно нелепыми.

В этот раз мне попался рассказ о том, как взвод старшего лейтенанта Андрея Ивановича Умникова, разгромил штаб 11-й танковой дивизии Вермахта. Лейтенант Умников, вполне реальный человек, в начале 1943 года он был заместитель командира роты 254-го танкового батальона Березина 50-й танковой бригады 3-го танкового корпуса.

Согласно изложенной на сайте версии, взвод из трёх танков под командованием Умникова был 7-го февраля отправлен на разведку в тыл врага в район Краматорска. Где наткнулся на немецкую колонну из штабов 11-й танковой дивизии и 121-го артиллерийского полка. Умников зачем-то отправил один из своих танков с донесением (видимо, в его танках почему-то не было рации?), а когда кончились боеприпасы, то отправил за ними второй танк, оставшись один.

Немцы, как и положено в советском кино, могли только поддаваться панике и убегать:

Умников вошёл в азарт, и, вскочив на башню танка начал из автомата расстреливать разбегающуюся в панике немчуру.

В результате немцев набили множество, а оба упомянутых выше штаба полностью были разгромлены, захвачены важные документы. Сам же Умников был ранен, но с поля боя не ушёл.

В подтверждение этого рассказа приводится наградной документ на Умникова, где его представляют к званию Героя Советского Союза.

Наградной лист на старшего лейтенанта Умникова Андрея Ивановича.
Наградной лист на старшего лейтенанта Умникова Андрея Ивановича.

Правда, в наградном документе указано, что совершил свои подвиги Умников всё-таки в составе роты. И из множества уничтоженной в бою техники: 8 танков, 30 бронемашин, 22 бронетранспортёра, 20 пушек и 10 автомобилей, на его долю приходится лишь 3 танка, 4 пушки и 7 бронемашин. Но про штабы тоже указано.

В наградном документе почему-то не указана дата подвига. В целом же весь документ составлен так, как будто кто-то перепечатывал газетную статью. Любой из тех, кто работал с реальными боевыми документами сразу это увидит.

Газетной статьи я не нашёл, зато нашёл на другом сайте листовку, выпущенную уже много позже.

Листовка: Герой Советского Союза Андрей Иванович Умников
Листовка: Герой Советского Союза Андрей Иванович Умников

В тексте ещё больше подробностей боя и биографии, но дата указана другая: конец января.

Мне всегда бывает интересно разобраться с такими историями, поскольку, изучая документы, всегда узнаёшь что-то новое и интересное.

Поэтому я посвятил время изучению документов, связанных с деятельность 50-й танковой бригады и всего 3-го танкового корпуса в целом, на те даты, что указаны в наградных документах. Исходя из того, что раз Умников был ранен (и, видимо, 7-го февраля), то последующие события вряд ли могли происходить с его участием.

Кстати, у Умникова это не первая награда, летом 1942 года за мужество и отвагу ему вручили орден «Красное знамя».

Теперь, что касается действий 3-го танкового корпуса на указанные даты: 23-25-е января и 5-7-е февраля. Собственно, это и все даты, когда корпус находился в наступлении.

В январе 3-й танковый корпус был придан 6-й армии, принимавшей участие в Острогожско-Россошанской наступательной операции. Саму операцию, собственно, проводил Воронежский фронта, а 6-я армия Юго-Западного фронта должна была обеспечивать наступление 3-й танковой армии Воронежского фронта с фланга.

Изначально наступление 6-й армии велось не особенно успешно. Несмотря на то, серьёзного сопротивления противник не оказывал, да и просто не мог. Вести бои нашим частям приходилось с остатками ранее разгромленных итальянских дивизий: 3-й альпийских и 5-й пехотной (3ª Divisione alpina "Julia" и 5ª Divisione fanteria "Cosseria").

Позже немцы направили против 6-й армии свежую 320-ю пехотную дивизию, переброшенную из Франции, что существенно изменило ситуацию.

Однако 21-го января армии был передан 3-й танковый корпус и дело пошло быстрее.

24 - 26 января войска 6-й армии завершили выполнение задачи наступления и вышли на поставленные рубежи, что правда, обошлось в немалые потери. В 3-м танковом корпусе осталось на 24-е января 17 исправных танков, из них в 50-й бригаде было 11 Т-34.

После боёв корпус восстанавливался 30-го января, на 31-е января в корпусе 53 исправных танка, в том числе в 50-й бригаде: 17 Т-34, 4 Т-70 и 1 Т-60. Далее принимал участие в боевых действиях в составе подвижной группы Юго-Западного фронта под командованием генерала Попова в составе четырёх танковых корпусов. Это была Ворошиловградская наступательная операция, закончившая для Юго-Западного фронта крайне трагично. Но в нашем случае речь идёт о самом начале наступления.

Большинство упоминаний 3-го танкового корпуса в документах фронта в начале февраля связано лишь с требованием командования действовать более решительно. Донесения же штаба корпуса в основном содержат объяснения о том, что продвигаются войска крайне медленно из-за глубокого снега.

Однако, 5-го февраля корпус взял город Краматорск, после чего 50-я и 103-я бригады продолжили наступление на Константиновку. Взять город не удалось, и далее, до 20-го февраля корпус оборонял Краматорск.

На утро 6-го февраля танков было 43, больше всего в 50-й бригаде: 11 Т-34, 4 Т-70 и 1 Т-60, но уже на следующий день в строю было 22 танка, из которых 8 машин в 50-й бригаде: 4 Т-34, 3 Т-70 и 1 Т-60.

Правда, уже к 9-му февраля в корпусе было 48 танков, из них в 50-й бригаде 13 Т-34 и 4 Т-70, но к 10-му сообщается, что 3-й корпус (вместе с 4-м гвардейским танковым) ведёт бои в Краматорске имея лишь 10-12 исправных танков.

Изучая документы, я нашел вот такую интересную оперативную сводку и именно за 7-е февраля.

Оперативная сводка штаба 3-го танкового корпуса за 7-е февраля 1943 года.
Оперативная сводка штаба 3-го танкового корпуса за 7-е февраля 1943 года.

Как мы видим, упоминается в сводке об уничтожении целой колонны немецкой техники: 23 тягача с орудиями и 30 автомашин. Целый артиллерийский полк получается, а судя по упоминанию именно тягачей с орудиями вместе, очень похоже, что речь могла идти именно о колонне. Правда, про танки нет упоминания.

А вот на день раньше донесение:

Боевое донесение штаба 3-го танкового корпуса за 6-е февраля1943 года.
Боевое донесение штаба 3-го танкового корпуса за 6-е февраля1943 года.

В этом донесении есть упоминание про бронемашины и танкетку.

Это единственный документ, в котором за весь период упоминается о чём-то похожем на разгром целой колонны, а возможно и какого-то штаба.

Можно с большой долей уверенности предположить, что бригадами 3-го корпуса была разгромлена колонна немцев с большим количеством артиллерийских орудий. И в этом бою особо отличился и был ранен лейтенант Умников. Ну а дальше уже свою работу могли сделать фронтовые журналисты или (или вместе) агитаторы из политотделов. Возможно, были объединены сразу несколько событий.

Что касается разгрома двух штабов, то тут тоже просится объяснение.

Штаб 121-го артиллерийского полка разгромить не могли, так как он находился под Ленинградом. Но я стал проверять судьбу всех артиллерийских частей Вермахта на южном участке фронта, и вот что имело место. Именно в феврале был расформирован штаб 127-го артиллерийского полка 27-й танковой дивизии (Panzer-Artillerie-Regiment 127). Сама дивизия была создана лишь в ноябре 1942 года и, по сути, так и не доросла до полноценного соединения. К февралю 43-го от неё уже практически ничего не осталась и дивизия (включая входящий в неё артиллерийский полк) была расформирована. Возможно, что документы именно 127-го (всего одна цифра отличается, а «1» и «7» легче всего перепутать) артиллерийского полка и могли попасть к нашим танкистам в ходе наступления. Другое дело, что разгромленная (предположительно) 7-го февраля немецкая колонна с двумя десятками артиллерийских орудий никак не могла быть 127-м полком, к тому времени орудий в нём уже не было.

Что касается штаба 11-й танковой дивизии, то она хоть и находилась на южном фланге советского-германского фронта, но на ростовском направлении, и с нашим 3-м танковым корпусом никак не соприкасалась, их разделяли сотни километров. И штаб дивизии в 43-го году никто не громил, и в засады он не попадал. Но, согласно разведсводке, предполагали наличие против 3-го танкового корпуса именно 11-й танковой дивизии. Это было ошибкой, но тогда же об этом не знали:

Разведывательное донесение штаба 3-го танкового корпуса от 8-го февраля
Разведывательное донесение штаба 3-го танкового корпуса от 8-го февраля

Можно предположить лишь, что были захвачены какие-то документы, и их по ошибке отнесли к штабу 11-й танковой. Речь может идти об уже упомянутой расформированной 27-й танковой дивизии или 22-й, которая была так же расформирована 2-го февраля, находясь в том же районе. Во всяком случае, других версий у меня нет, сообщений о том, чтобы были разгромлены какие-то штабы, тем более танковых дивизий (история которых расписана подробнейшим образом), у меня нет. Может быть кто-то подскажет.

Такая вот история получается. Мне было интересно в ней разобраться, надеюсь, вам было интересно её прочитать.

В любом случае история с лейтенантом Умниковым, не была выдумкой, её просто «немножко» приукрасили.

Рекомендую вам мою статью:

Как один наш танк уничтожил двадцать пять немецких