«Для меня Россия была страной невероятных мифических императоров, которые приказывают обезглавить врагов движением мизинца и строили города за одну ночь; страной императриц и танцовщиц, усыпанных крупными драгоценностями...Кроме того, никто не хочет туда ехать и это само по себе непреодолимо притягательно!»
- так писала о предстоящей поездке в СССР Эльза Скиапарелли. Оправдались ли её ожидания и что же она увидела в России 1930-х, читайте в нашей статье.
Скиапарелли приехала в СССР в 1935 году, чтобы принять участие в выставке текстильной промышленности. Специально для неё она разработала наряд советской женщины. Это было минималистичное черное платье со стойкой, дополненное красным пальто на черной подкладке и вязаной шапочкой с застежкой-молнией и кармашком. Лаконично и стильно - в таком виде можно было пойти куда угодно. Впрочем, власти наряд забраковали: якобы кармашек мог привлечь воров.
Какого же было удивление Скиап, когда на открытии Дома моды на Сретенке, она обнаружила «оргию шифона, бархата и кружев». Всё это великолепие никак не соответствовало представлению о Стране Советов.
«Под стеклянным шаром медленно поворачивались электрические манекены, демонстрируя довольно странные туалеты, точнее странные для меня: мне-то думалось, что одежда работающих людей должна быть простой и практичной...», - писала в своих мемуарах Скиапарелли.
В действительности это были те же «Потемкинские деревни». Власть стремилась доказать Западу, что ничем не хуже. Советские модельеры шили скромные коллекции для внутреннего рынка и помпезные для заморских гостей. На деле швейная промышленность не могла обеспечить граждан даже дешевой тканью.
Прекрасно это всё осознавая, Скиапарелли порекомендовала вкладываться в создание повседневной одежды, нехватка которой так сильно чувствовалась в СССР, вместо того, чтобы разрабатывать вечерние наряды.
Ну и как же русские женщины могли не воспользоваться возможностью. Эльзу поселили в «Метрополь». Однажды, вернувшись в свой номер раньше времени, она застала работниц отеля за снятием с её нарядов мерок. Надо отдать должное, Эльза не разозлилась, а, вдоволь нахохотавшись, научила дам правильно и быстро это делать.
Занятна и вышедшая в 1936 году по следам поездки карикатура в журнале Vanity Fair: Сталин и Скиапарелли летят на парашютах (чрезвычайно популярный в то время спорт в СССР) и беседуют. Сталин спрашивает у Скиап, зачем она собственно приехала, а Эльза объясняет, что даже советская женщина - женщина, и она тоже жаждет выглядеть превосходно.
К слову, питаться Эльза пыталась максимально «по-русски»:
«Я придерживалась одного меню: сухой хлеб с черной икрой, иногда севрюга и всегда водка...Свидетельствую, что эта диета чудесно способствует потере веса, и в Париж я вернулась худой, как Ганди, и прекрасно себя чувствовала»
Из России Эльза привезла не только стройность, но и очередное свое изобретение - силуэт-парашют. Платье такого фасона имело узкий верх и пышный низ, разделенный на сектора. Чтож, нам не жалко :)
Благодарим, что прочитали нашу статью. Не забывайте ставить лайки и делиться впечатлениями в комментариях.
Материал подготовила сотрудница «Музея Моды» Дана Буцык.