Президент Турции Реджеп Эрдоган давно уже мечтает переделать государственное устройство своего государства, как говорится, «под себя». И под своих преемников, коих сейчас называют в количестве трех человек.
Не будем вдаваться в подробности, что это за люди, а поразмышляем, почему Эрдоган хочет именно преемственности. Дело в том, что этот человек всерьез задумался над восстановлением должности султана. Точнее, титула или любого другого значения, которое обозначало бы верховную и неприкосновенную власть без всяких ограничений. Сейчас этот процесс запущен, и его внимательно изучают юридические компании со всего мира, которых лидер турецкого государства привлек для придания возможной смене формы правления более легитимного статуса. До 2024 года, когда в Турции будут следующие выборы, у Эрдогана есть время попытаться изменить историю.
Возможно ли возвращение империи в Турции
Как бы то ни звучало, но в желании Эрдогана есть огромная доля здравого смысла. И дело тут не в выборе народа или референдуме. Дело в том, что когда-то, в давние времена, Османская империя распалась, а на ее месте возникло государство, которое было названо Турцией. Если кто-то не знает, то основано это государство было совсем недавно — в октябре 1923 года. Нет еще и сотни лет. И событие этому предшествовало неоднозначное: Османская империя рухнула, земли начали занимать греки, но Мустафа Кемаль возглавил сопротивление, прогнал греков, и провозгласил новое государство. Так появилась Турция, а Кемаль взял фамилию Ататюрк (отец турок).
Но никаких документов о прекращении и расформировании Османской империи нет. Более того, нет никаких документов, которые означали бы, что новое государство Турция — это вообще государство. Просто Ататюрк взял на себя такие полномочия. Захотелось провозгласить новое государство — на здоровье. За это сейчас и зацепился Эрдоган. Да, «отца турок» все в стране уважают, как национального героя, освободителя и так далее. Тысячи памятников и память на века. Но Эрдоган готов оставить его в истории не основателем Турции, а освободителем от греков. А Турцию, как нелегитимное государство, упразднить и вернуть Османскую империю. Звучит, как авантюра, но, если представить себя юристом-буквоедом, то Реджеп прав на все сто процентов. Другое дело — есть общественное согласие и общепринятые нормы, которые соблюдаются и без документов. Есть устав ООН, согласно которому Турция существует.
Кстати, если посмотреть на пример Турции, то и в России можно смело предположить, что никакого государства «Российская Федерация» не существует. Оно основано на воздухе и трех жертвах ГКЧП, о которых помнят только лишь самые интересующиеся люди. Конституция была принята нелегитимным правительством, которое возглавило страну в результате переворота. Если помните, то референдум показал желание народа оставить Советский Союз. С тех пор наш главный документ, который называется Конституция, никем и никак не подтвержден. Он лишь гарантирован президентом, который и сам является плодом нелегитимной Конституции. Такой вот юридический казус. Но стоит отметить, что не только в России так обстоят дела. А еще в более семи десятков стран.
Но буквоедством заниматься в международном праве — это не новое веяние. Этим часто занимаются всевозможные государства, типа Литвы или Польши, которые имеют реально подписанные хартии о независимости и так далее еще со средневековья, в отличие от своих соседей. Имеют ли они право на исконные земли по тем хартиям и договорам? Нет, конечно же, не имеют. Это лишь фантазии людей и красивые сказки студентов юридических факультетов. Не более.