(Продолжение. Начало читайте здесь).
Предводитель дворянства и особа, приближенная к императору
Конечно, В.С. Храповицкий был образованным, активным и предприимчивым человеком. Однако и роль пресловутого административного ресурса в успехе его бизнеса также была велика. Именно про таких людей всерьез говорили то, что герой Ильфа и Петрова Остап Бендер говорил про Кису Воробьянинова: «предводитель дворянства и особа, приближенная к императору».
Храповицкий действительно стал предводителем дворянства Владимирской губернии и на этом посту сделал немало, например, его стараниями центр Владимира стал освещаться электрическими фонарями.
Но интересна и тема приближенности к императору. В 1894 году Владимир Семенович был уволен со службы в отставку по семейным обстоятельствам с производством в полковники гвардии и правом ношения мундира. А спустя два года (в 1896 году) отставной полковник вместе с женой Елизаветой (про нее отдельный разговор) присутствовал на торжественной церемонии, посвященной коронации Николая II, ради которой он приехал из Санкт-Петербурга в Москву.
Примерно в то же время в усадьбе Муромцево был заложен храм мученицы царицы Александры Римской, который строился около 4 лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля). У этого храма есть «брат» - Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, строившийся в то же время по заказу Нечаева-Мальцева и имевший похожую архитектуру и иконопись. Вся церковная утварь Муромцевского храма была изготовлена фабрикой Фаберже, а роспись и иконы были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. В храме был 3-ярусный иконостас с изображениями святых жен – покровительницами семьи Храповицких, а также колокольня с 9 колоколами (колокола сохранились, колокольня – нет).
Интересно, что в роду Храповицких Александр неизвестно: есть веские основания предполагать, что Владимир Семенович посвятил его жене Николая II – императрице Александре Федоровне. Александра Римская скорее всего была женой римского императора Диоклетиана по имени Приска, которая из язычницы стала христианкой, а потом и мученицей: по легенде, она заступилась за Георгия Победоносца, за что была приговорена мужем к усекновению мечом. В XIX веке в России она считалась покровительницей жен Николая I и Николая II (обе носили имя Александра Федоровна). В этот период в ее честь и был освящен ряд храмов. Когда в храме в Муромцево возобновились регулярные службы, в него был возвращен образ мученицы Александры, который в советское время хранился в церкви Преображения Господня в Спас-Беседах. Многие посчитали, что образ Александры Римской на этой иконе храма списан именно с императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.
Но это только присказка – сказка будет впереди. Как известно, жена Николая II (они поженились в 1894 году) при рождении в 1872 году была принцессой по имени Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Она происходила из германской монархической семьи и приходилась внучкой британской королеве Виктории, от которой и унаследовала ген гемофилии, впоследствии переданный ею царевичу Алексею. Николай II в год своей коронации (напомню, в 1896 году) вместе с женой посетил ее бабушку - королеву Викторию в замке Балморал.
Он расположен в Шотландии на берегу реки Ди, в области Абердиншир и был построен в 1852 году архитектором Уильямом Смитом по поручению принца Альберта, купившего поместье, в старошотландском готическом стиле из гранита. Замок был летней резиденцией королевы Виктории, где она вместе с семьей проводила конец лета. Эта резиденция была возведена стиле шотландских баронов, зародившемся в 1560-х годах и напоминавшем средневековый замок с рыцарскими башнями или французский замок эпохи Возрождения. Конкретно Балморал скорей всего был построен в подражание замку Крэгивар, возведенному в 1576-1626 годах.
Стиль шотландских баронов возродился в XIX веке как часть неоготики и оставался популярным до Первой мировой войны. Типичным для стиля являются башни, украшенные орудийными башенками (турелями). Форма крыши зубчатая, часто со ступенчатым фронтоном. Некрупные стрельчатые окна иногда вставлены в башни и фронтоны, большие эркерные окна из зеркального стекла часто имели отливы с навершиями и зубцами. На территории бывшей Российской империи самый известный пример стиля шотландских баронов – это Ласточкино гнездо на мысе Ай-Тодор в Крыму.
Конечно, Храповицкий не мог остаться в стороне от всей этой истории. И в начале XX века по его заказу к уже построенному в Муромцеве главному дому в стиле луарских замков был пристроен еще один – уже в стиле шотландских баронов. Этот 4-этажный корпус имел мощный донжон (башню), а также элементы с башнями, зубцами и навесными башенками. Современные исследователи видят в этом доме подражание конкретно замку Балморал. Есть версия, что Владимир Семенович хотел или потрафить императору, или сильно удивить его, как в случае с легендой про копию родового поместья французского дворянина, в которой Храповицкий разместил конный двор.
Как бы то ни было, когда в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых Николай II путешествовал по стране, вероятно, он должен был заехать и в Муромцево, куда Храповицкий провел отдельную железнодорожную ветку. Но это не случилось, хотя Владимир Семенович в качестве предводителя губернского дворянства сопровождал императора в поездках по Владимирской губернии. Однако по некоторым предположениям, император все же приезжал в Муромцево инкогнито и подарил храму Александры Римской икону Боголюбской Божией Матери.
Мини-Версаль или мини-Петергоф?
Вдобавок ко всему на территории имения Муромцево был разбит французский регулярный парк с водными каскадами, фонтанами, полянами, аллеями и прудами, построены дендрарий, оранжерея, летний театр и пр. Парк занимал около 40 гектаров и соединял регулярные французские сады с помпезными итальянскими и пейзажными английскими. Над его устройством работали мастера садово-паркового искусства Карл Энке (главный садовник усадьбы Шереметьевых Кусково), Арнольд Регель (1856-1917, занимался ландшафтной архитектурой частных садов), Георг Куфальдт (1853-1938, был директором садов и парков Риги). В усадьбе имелись оранжереи, где выращивали пальмы, лавры, персики, сливы и виноград.
Центральная парковая аллея с водным террасным каскадом соединяла главный дом и усадебный пруд. Вода подавалась по водопроводу в верхний бассейн, откуда по террасным ступеням стекала к нижнему водоему и пруду. На противоположном берегу пруда был выстроен музыкальный павильон в виде стрельчатой аркады. За все это имение Муромцево нередко уподобляют дворцово-парковым ансамблям во французском Версале или российском Петергофе.
Однако на мой взгляд, им присуща излишняя помпезность. Если уже сравнивать Муромцево с королевскими или императорскими резиденциями, то скорее с такими, как Фонтенбло. Это вроде и монаршая резиденция, но действительно приспособленная для повседневной жизни, а не только для официозных помпезных мероприятий.
(Окончание следует).