Найти тему

Как жили дворяне, бывшие родственниками императоров, но не входившие в императорскую семью?

(Продолжение. Начало читайте здесь).

Предводитель дворянства и особа, приближенная к императору

Конечно, В.С. Храповицкий был образованным, активным и предприимчивым человеком. Однако и роль пресловутого административного ресурса в успехе его бизнеса также была велика. Именно про таких людей всерьез говорили то, что герой Ильфа и Петрова Остап Бендер говорил про Кису Воробьянинова: «предводитель дворянства и особа, приближенная к императору».

Фото главного дома усадьбы Муромцево в 1910-х годах. Хорошо видны электрические фонари, которыми освещался не только дом, но и основные аллеи. Во многих постройках усадьбы была телефонная связь.
Фото главного дома усадьбы Муромцево в 1910-х годах. Хорошо видны электрические фонари, которыми освещался не только дом, но и основные аллеи. Во многих постройках усадьбы была телефонная связь.

Храповицкий действительно стал предводителем дворянства Владимирской губернии и на этом посту сделал немало, например, его стараниями центр Владимира стал освещаться электрическими фонарями.

Но интересна и тема приближенности к императору. В 1894 году Владимир Семенович был уволен со службы в отставку по семейным обстоятельствам с производством в полковники гвардии и правом ношения мундира. А спустя два года (в 1896 году) отставной полковник вместе с женой Елизаветой (про нее отдельный разговор) присутствовал на торжественной церемонии, посвященной коронации Николая II, ради которой он приехал из Санкт-Петербурга в Москву.

В советское время в храме Александры Римской в Муромцеве был устроен совхозный склад, а после ВОВ – склад горюче-смазочных материалов. Была разрушена колокольня-звонница. Разрешение от властей на восстановление церкви было получено только в 1996 году. Сейчас храм действующий.
В советское время в храме Александры Римской в Муромцеве был устроен совхозный склад, а после ВОВ – склад горюче-смазочных материалов. Была разрушена колокольня-звонница. Разрешение от властей на восстановление церкви было получено только в 1996 году. Сейчас храм действующий.

Примерно в то же время в усадьбе Муромцево был заложен храм мученицы царицы Александры Римской, который строился около 4 лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля). У этого храма есть «брат» - Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, строившийся в то же время по заказу Нечаева-Мальцева и имевший похожую архитектуру и иконопись. Вся церковная утварь Муромцевского храма была изготовлена фабрикой Фаберже, а роспись и иконы были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. В храме был 3-ярусный иконостас с изображениями святых жен – покровительницами семьи Храповицких, а также колокольня с 9 колоколами (колокола сохранились, колокольня – нет).

Один из входов во дворец императора Диоклетиана, где он жил, отрекшись от престола. Сплит, современная Хорватия.
Один из входов во дворец императора Диоклетиана, где он жил, отрекшись от престола. Сплит, современная Хорватия.

Интересно, что в роду Храповицких Александр неизвестно: есть веские основания предполагать, что Владимир Семенович посвятил его жене Николая II – императрице Александре Федоровне. Александра Римская скорее всего была женой римского императора Диоклетиана по имени Приска, которая из язычницы стала христианкой, а потом и мученицей: по легенде, она заступилась за Георгия Победоносца, за что была приговорена мужем к усекновению мечом. В XIX веке в России она считалась покровительницей жен Николая I и Николая II (обе носили имя Александра Федоровна). В этот период в ее честь и был освящен ряд храмов. Когда в храме в Муромцево возобновились регулярные службы, в него был возвращен образ мученицы Александры, который в советское время хранился в церкви Преображения Господня в Спас-Беседах. Многие посчитали, что образ Александры Римской на этой иконе храма списан именно с императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.

На месте, где был построен замок Балморал, некогда располагался охотничий домик короля Шотландии Роберта II (1316-1390). Хотя Балморал называется замком, на самом деле это загородный дом викторианской эпохи. Башня и турели, двускатные фронтоны, мансардные окна и въездная арка – особенности стиля шотландских баронов. 7-этажная башня восходит к средневековым донжонам.
На месте, где был построен замок Балморал, некогда располагался охотничий домик короля Шотландии Роберта II (1316-1390). Хотя Балморал называется замком, на самом деле это загородный дом викторианской эпохи. Башня и турели, двускатные фронтоны, мансардные окна и въездная арка – особенности стиля шотландских баронов. 7-этажная башня восходит к средневековым донжонам.

Но это только присказка – сказка будет впереди. Как известно, жена Николая II (они поженились в 1894 году) при рождении в 1872 году была принцессой по имени Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Она происходила из германской монархической семьи и приходилась внучкой британской королеве Виктории, от которой и унаследовала ген гемофилии, впоследствии переданный ею царевичу Алексею. Николай II в год своей коронации (напомню, в 1896 году) вместе с женой посетил ее бабушку - королеву Викторию в замке Балморал.

Замок Балморал до сих пор является частной собственностью британской королевской семьи.
Замок Балморал до сих пор является частной собственностью британской королевской семьи.

Он расположен в Шотландии на берегу реки Ди, в области Абердиншир и был построен в 1852 году архитектором Уильямом Смитом по поручению принца Альберта, купившего поместье, в старошотландском готическом стиле из гранита. Замок был летней резиденцией королевы Виктории, где она вместе с семьей проводила конец лета. Эта резиденция была возведена стиле шотландских баронов, зародившемся в 1560-х годах и напоминавшем средневековый замок с рыцарскими башнями или французский замок эпохи Возрождения. Конкретно Балморал скорей всего был построен в подражание замку Крэгивар, возведенному в 1576-1626 годах.

Замок Крэгивар – наиболее вероятный прототип замка Балморал.
Замок Крэгивар – наиболее вероятный прототип замка Балморал.

Стиль шотландских баронов возродился в XIX веке как часть неоготики и оставался популярным до Первой мировой войны. Типичным для стиля являются башни, украшенные орудийными башенками (турелями). Форма крыши зубчатая, часто со ступенчатым фронтоном. Некрупные стрельчатые окна иногда вставлены в башни и фронтоны, большие эркерные окна из зеркального стекла часто имели отливы с навершиями и зубцами. На территории бывшей Российской империи самый известный пример стиля шотландских баронов – это Ласточкино гнездо на мысе Ай-Тодор в Крыму.

Ласточкино гнездо стало символом Южного берега Крыма. В современном виде комплекс в стиле шотландских баронов был построен в 1911-13 годах по заказу московского миллионера С.К. Рахманова инженером и архитектором С.В. Шервудом.
Ласточкино гнездо стало символом Южного берега Крыма. В современном виде комплекс в стиле шотландских баронов был построен в 1911-13 годах по заказу московского миллионера С.К. Рахманова инженером и архитектором С.В. Шервудом.

Конечно, Храповицкий не мог остаться в стороне от всей этой истории. И в начале XX века по его заказу к уже построенному в Муромцеве главному дому в стиле луарских замков был пристроен еще один – уже в стиле шотландских баронов. Этот 4-этажный корпус имел мощный донжон (башню), а также элементы с башнями, зубцами и навесными башенками. Современные исследователи видят в этом доме подражание конкретно замку Балморал. Есть версия, что Владимир Семенович хотел или потрафить императору, или сильно удивить его, как в случае с легендой про копию родового поместья французского дворянина, в которой Храповицкий разместил конный двор.

Как бы то ни было, когда в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых Николай II путешествовал по стране, вероятно, он должен был заехать и в Муромцево, куда Храповицкий провел отдельную железнодорожную ветку. Но это не случилось, хотя Владимир Семенович в качестве предводителя губернского дворянства сопровождал императора в поездках по Владимирской губернии. Однако по некоторым предположениям, император все же приезжал в Муромцево инкогнито и подарил храму Александры Римской икону Боголюбской Божией Матери.

Мини-Версаль или мини-Петергоф?

Вдобавок ко всему на территории имения Муромцево был разбит французский регулярный парк с водными каскадами, фонтанами, полянами, аллеями и прудами, построены дендрарий, оранжерея, летний театр и пр. Парк занимал около 40 гектаров и соединял регулярные французские сады с помпезными итальянскими и пейзажными английскими. Над его устройством работали мастера садово-паркового искусства Карл Энке (главный садовник усадьбы Шереметьевых Кусково), Арнольд Регель (1856-1917, занимался ландшафтной архитектурой частных садов), Георг Куфальдт (1853-1938, был директором садов и парков Риги). В усадьбе имелись оранжереи, где выращивали пальмы, лавры, персики, сливы и виноград.

Центральная парковая аллея с водным террасным каскадом соединяла главный дом и усадебный пруд. Вода подавалась по водопроводу в верхний бассейн, откуда по террасным ступеням стекала к нижнему водоему и пруду. На противоположном берегу пруда был выстроен музыкальный павильон в виде стрельчатой аркады. За все это имение Муромцево нередко уподобляют дворцово-парковым ансамблям во французском Версале или российском Петергофе.

Однако на мой взгляд, им присуща излишняя помпезность. Если уже сравнивать Муромцево с королевскими или императорскими резиденциями, то скорее с такими, как Фонтенбло. Это вроде и монаршая резиденция, но действительно приспособленная для повседневной жизни, а не только для официозных помпезных мероприятий.

(Окончание следует).