Найти в Дзене
Технологии XXI века

Возможные следы жизни, обнаруженные на Венере: миф или правда?

«Мы были шокированы даже появлением намеков на фосфин в спектре Венеры» - признается Джейн Гривз, лидер команды ученых и профессор из Кардифского университета в Великобритании. Именно она первой обнаружила следы этого в атмосфере Венеры, работая на телескопе James Clerk Maxwell в штате Гавайи, а для подтверждения открытия потребовалось 45 мощнейших антенн из комплекса радиотелескопов в Чили.

Ну газ и газ – при чем тут жизнь?

Для справочки: фосфин – это неорганическое вещество, состоящее из одного атома фосфора и трех атомов водорода. Атмосфера планет – восстановительная, т. к. состоит в основном из водорода, аммиака, метана, ну и инертных газов. Фосфин, в принципе, с ними дружит, так что сожительство фосфина с другими газами планет вполне возможно. Но…

Дело в том, что синтез фосфина – совсем нетривиальная задача, с которой на Земле лишь справляются лишь некоторые микроорганизмы, живущие в бескислородных условиях, ну и фосфорперерабатывающие заводы.

Международная команда ученых из Японии, США и Великобритании уже установила, что фосфин в атмосфере далекой Венеры содержится в небольших концентрациях – 20 молекул на каждый миллиард. При этом для небиоорганического синтеза фосфина потребуется соблюдение нехилого количества условий: минералы-предшественники, скорее всего, каким-то образом «сдувает» в атмосферу, где под действием солнечной радиации, вулканов или квантов света и синтезируется фосфин. По подсчетам ученых, неорганический синтез на Венере смог бы накопить в лучшем случае десятитысячную долю тех количеств, которые обнаружили телескопы.

-2

Именно это и наталкивает на мысль, что фосфин на Венере имеет именно биоорганическое происхождение.

У гипотезы есть и другие «за», например то, что бескислородным микроорганизмам, в принципе, жилось бы очень хорошо в бескислородной среде Венеры.

Кроме того, для синтеза таких же количеств газа, земным микроорганизмам пришлось бы работать всего лишь на 10% своей обычной продуктивности – неплохая поблажка на необычные (с земной точки зрения) условия на далекой планете.

Однако есть и «против»: хоть температура на Венере – как в Крыму в августе – так же прекрасна и располагает жить, то жутко кислотные облака с 90%й концентрацией той самой едкой серной кислоты разрушили бы любую углеродную жизнь. И как такие микроорганизмы справились бы с ней? Пока не понятно.

Поиск жизни на других планетах – очень важная научная задача, которой ученые занимаются не просто «по приколу». Такие микроорганизмы, возможно, помогли бы нам изучать молекулярную эволюцию с новых углов, дотоле нам недоступных, таким образом познавая себя, жителей Земли. Кроме того, какие-то принципиально новые адаптации к столь необычной среде мы могли бы почерпать и применять в науке и собственных исследованиях. В общем, целый букет пользы.

Так что удачи команде в поисках ответов на их вопросы, а ты подпишись на наш канал, чтобы становиться умнее и образованнее с каждой прочитанной статьей.

-3

Наука
7 млн интересуются