Маржинальная прибыль простыми словами
Это определенная часть выручки, которая остается у компании для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Также маржу еще называют «вкладом на покрытие».
Многие путают этот термин с бухгалтерской прибылью, на деле это совсем разные понятия. Во-первых, они по-разному считаются. Во-вторых, бухгалтерскую прибыль рассчитывают сразу по всему предприятию за определенный период времени, а маржинальную – только в отношении конкретного объема продукции, выполненной работы и т.д.
Близкий, но все же отличающийся термин от маржи – валовый доход. Разница в том, что в нем учитываются еще и непроизводственные затраты, и вычисляется он на единицу продукции. Маржинальная прибыль, в свою очередь, учитывает весь ассортимент выпускаемых товаров.
Зачем считать маржинальную прибыль
Это едва ли не самый популярный вопрос. А ответ на него прост: чтобы рассчитать точку безубыточности. Она представляет собой объем производства, при котором предприятие покрывает все свои расходы, но еще не получает прибыли. Рассчитывается точка безубыточности так:
Подобные расчеты особенно важны на этапе становления компании на рынке, а также для планирования доходов и расходов.
Кроме анализа безубыточности, показатель маржи используется при:
- Принятии решений в вопросе ассортимента;
- Прогнозировании дальнейшей деятельности организации;
- Планировании ценовой политики.
Как рассчитывается маржинальный доход: формулы
Теперь рассмотрим, как же происходит расчет маржинальной прибыли. На самом деле, ничего сложного нет. Необходимо использовать простую формулу:
Пмарж. = Вр – Рпер.
где:
- Пмарж. – маржинальная прибыль;
- Вр – сумма выручки;
- Рпер. – переменные расходы.
Однако при вычислении маржинальной прибыли необходимо также учитывать ряд нюансов:
- Выручка нужна без НДС;
- Переменные расходы – те траты, которые напрямую связаны с объемом выпускаемой продукции и количеством реализованной.
- Если в какой-то учетный период продукция не реализовывалась/производилась, это значит, что в то время организация не несла переменных затрат.
- Переменные расходы никак не реагируют на изменение ценовой политики, расширение ассортимента, технологическую модернизацию и другие факторы.