Тема эта на хороший двухтомник, если отнестись ответственно, так что с учетом ограничений данного формата (статья) будет просто обзор, разумеется не полный. Как всегда, мы делаем упор на архивные фото и документы и не цитируем чужих монографий.
Вопрос использования трофейного имущества уже поднимался на нашем канале в статье "Трофейная Япония, трофейная Германия", сообщали мы и о доле трофейного автотранспорта в Красной Армии(порядка 65000 на 1 мая 1945 года, что составляло 9.1% всего автомобильного парка ) в материале "Легенды о Студебекере". Подробно (в двух статьях) рассмотрено ранее применение немецких "Фаустпатронов" и "Панцерфаустов" советскими войсками, в том числе в виде винтовочных гранат (!) - см тут.
Теперь же коснемся темы использования трофейного вооружения (прежде всего артиллерии) непосредственно в боях Великой Отечественной войны.
На первом месте по количеству стволов и интенсивности использования стоит противотанковая артиллерия. Немецкие 50-мм и 75-мм орудия ПТО в плане применения, обслуживания и ремонта не представляли для советских артиллеристов каких-либо сложностей (для сравнения - использование тяжелый пехотных гаубиц 150 мм подразумевало хорошее знание характеристик зарядов, свойств боеприпасов, их маркировки и пр.). Артиллерия "прямой наводки" всегда несла потери большие, чем артиллерия, ведущая огонь с закрытых позиций, соответственно в ведущих боевые действия частях и подразделениях наблюдался регулярно некомплект матчасти, причем даже в 1944 году, когда промышленность уже полностью перестроилась на военный лад и производство основных видов вооружения увеличивалось постоянно.
Ниже распоряжение командующего артиллерией 13-й Армии на основании шифрограммы командующего артиллерией 1-го Украинского фронта о необходимости наладить сбор и ремонт трофейной и отечественной матчасти в местах боев для укомплектования ИПТД и создания одной 4-х орудийной батареи 105-мм гаубиц В КАЖДОМ артиллерийском полку.
Очевидно, возможность применения захваченных у врага орудий определяется прежде всего наличием боеприпасов, которые своей промышленностью не выпускаются. Так что сбор снарядов и выстрелов к орудиям разного калибра производился трофейными командами даже при отсутствии соответствующих исправных орудий - их передавали на склады, откуда уже централизованно снабжали подразделения, имеющие трофейную матчасть.
Все слышали про активное использование финнами трофейного вооружения. Но и финские пушки становились трофеями. Ниже фото 1942 года (Ленинградский фронт). Советские солдаты и бывшая финская противотанковая пушка калибра 37 мм "Бофорс".
Как уже отмечалось, массово использовали войска Красной Армии немецкие легкие 105-мм полевые гаубицы. Это орудие уступало по своим характеристикам отечественной 122-мм системе, но все же было достаточно удачным и в больших количествах захватывалось советскими войсками.
Теперь перейдем к использованию трофейной дивизионной артиллерии. Но сначала об учете трофеев. Документов, даже за 1941год, показывающих, что наши войска захватывали у врага технику и вооружения в архивах предостаточно. Учет велся вплоть до винтовочных патронов и пистолетов, ведь захваченные трофеи и пленные в какой-то мере характеризовали успешность действий соединений и частей и, так сказать, затеняли собственные потери.
Вот пример такой документации по Ленфронту с первых дней войны:
Донесение о пленных и трофеях, захваченных у противника ЛенФ с 22.06.1941 г. по 31.08.1941 г.
Танков нет, пушек 28, одна гаубица, 26 минометов, 440 пленных, из которых 21 - офицер. Ну и винтовки-автоматы-пулеметы, несколько автомашин... Это всеми войсками фронта за весь период летних боев 1941 года. Немецкий список выглядит гораздо более внушительным, даже с учетом того, что большинство "трофейных танков", посчитанных немцами, были брошены из-за неисправностей или выведены из строя своими экипажами, т.е. к немедленному использованию врагом непригодны. Однако, это первые, самые тяжелые месяцы войны, когда поле боя стабильно оставалось за противником, и все же и наши войска наносили агрессору серьезный урон.
Уже к следующему году ситуация кардинально поменялась. Накопленные запасы трофейного вооружения позволяли использовать его не просто в боевых порядках захвативших трофеи частей до момента выхода из строя или полного расхода боеприпасов, а формировать вооруженные трофейной матчастью подразделения, обеспечивать их обучение, в том числе выделяя необходимое количество боеприпасов для учебных стрельб, организовать ремонт и обслуживание.
Ниже справка о захваченных трофеях 42 СД - обратите внимание на количество снарядов "разных калибров". Сбор боеприпасов для обеспечения снабжения вооруженных трофейной матчастью подразделений был налажен на всех уровнях.
Большое внимание уделялось подготовке личного состава, которому предстояло использовать в бою немецкие орудия.
Соответствующие директивы армейского и фронтового уровня требовали проводить обучение расчетов заранее, выделяя для этой цели наиболее грамотный и подготовленный личный состав, обеспечить знание командирами расчетов и подразделений, прежде всего, номенклатуры боеприпасов к немецким орудиям. Ниже как раз пример такого документа 67-й Армии (полностью доступен по ссылке).
Директивы и указания. № документа: 2428с, Дата создания документа: 23.11.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 11165, Опись: 1, Дело: 15, Лист начала документа в деле: 328
Авторы документа: 67 А, полковник Березуцкий, майор Разумовский.
Относительно небольшое количество трофейных орудий, объясняется просто - 67 Армия находилась на Ленинградском фронте, понесла большие потери в боях за Синявинские высоты и после переформирования готовилась к прорыву блокады в 1944 году. Вот и укомплектовывалась недостающая матчасть со складов трофейного вооружения фронтового подчинения - централизовано, с необходимыми сопроводительными документами, запчастями и боеприпасами.
105-мм легкие полевые гаубицы 10,5 cm leFH 18 и тяжелые 15 cm sFH 18 составляли основу дивизионной артиллерии Вермахта и именно они чаще всего использовались Красной Армией, после противотанковых орудий, конечно.
Кроме создания отдельных подразделений с трофейной матчастью и укомплектования существующих, имеющих некомплект, применялся и другой подход в использовании трофейных орудий - они придавались "сверх штата" артиллерийским частям. Такая форма часто применялась в последние месяцы войны, когда нехватка матчасти перестала быть первоочередной проблемой, а лишние стволы на километр фронта в наступлении это, прежде всего, уменьшение потерь наступающих.
Ниже шифровка марта 1945 года, адресованная начальникам артиллерии корпусов и дивизий 49 Армии, содержащая требования передать ВСЕ исправные трофейные орудия в боевые порядки для ведения круглосуточного беспокоящего огня по вражеской обороне.
Применяли в Красной Армии и трофейные "Небельверферы", а также установки для запуска реактивных снарядов большого калибра (280 и 320 мм). Не так массово, как орудия ПТО, но имеются и на этот счет документы:
Отчеты о боевых действиях. № документа: 195, Дата создания документа: 03.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 1666, Опись: 0000001, Дело: 0095, Лист начала документа в деле: 49.
Авторы документа: 347 сд, полковник Иванов, капитан Колесников.
В отчете сообщается, что "тяжелые метательные аппараты" были освоены и применены в обороне 347 СД еще в ноябре 1944 года. Речь идет о применении вот таких систем:
В документе указано, что за период оборонительных боев с ноября 1944 по март 1945 в дивизии израсходовано 320 таких вот снарядов - фугасных и зажигательных. Отмечается их эффективность при стрельбе по живой силе на открытой местности и большое моральное воздействие на противника.
Была проделана необходимая подготовительная работа, в результате которой в дивизии в каждом полку имелась "батарея ТМА" на 40 снарядов. Установки активно применялись в качестве "кочующих орудий" на один залп с последующей сменой огневой позиции. Отсутствие стандартных установок увеличивало время подготовки к залпу и снижало эффективность. Приводится пример успешного использования трофейных реактивных снарядов для разрушения опорного пункта.
В завершении статьи пару слов о знаменитых 88-мм немецких зенитных орудиях. Их применение не было массовым из-за относительно небольшого количества на фронте (по сравнению с противотанковыми орудиями калибра 50 и 75 мм), а конструкция достаточно сложной, в частности снаряды имели электродетонатор, как указано в "отчете об испытании и применении в бою трофейной 88 мм немецкой зенитной пушки" от 21 марта 1945 года за подписью командующего артиллерии 52-й Армии.
После замены соответствующего узла на созданный фронтовыми умельцами (на основе аккумуляторной батареи 12 В) орудие использовалось для обстрела позиций противника и железнодорожной станции с закрытых позиций "по площадям". В общей сложности за три дня выпущено почти 500 снарядов при остатке боеприпасов 2500 на 23.3.45.
Советские специалисты сделали вывод о возможности использования данного орудия для "нарушения нормальной деятельности противника по городам и по крупным населенным пунктам" из-за высокой скорострельности и дальности (18 км). Отчет привожу полностью.
Продолжение следует.