Найти в Дзене

Религия - это следствие психических нарушений или необходимость для облегчения жизни ? Мнение нейробиолога

Одним из источников полезной информации являются лекции Доктора Сапольски, который изучает биологию поведения людей и влияние внешних факторов на генетические изменения. Курс лекций находится в открытом доступе на ютубе.

Одна из тем его лекций – это роль болезней на формирование человеческого общества. Особенно интересна часть про формирование религии и влияние нарушений на первооткрывателей различных вер.

В начале

Генетические болезни могут проявляться в разной степени. Чем больше экспрессивность гена с мутацией, тем сильнее внешние проявления болезни. Но есть и вторая сторона. Например, такая генетическая болезнь как муковисцидоз в легкой степени защищает людей от холеры. Если же проявления этой болезни более выраженные – человек постепенно умирает без специфического лечения.

То же касается и болезни Тея-Сакса. Большинство жителей евреев-ашкенази имеют проявления этой болезни в легкой степени. Это дает им резистентность к туберкулезу. Факт того, что евреи не болели туберкулезом, часто становился причиной погромов. Так как другие люди думали, что раз евреи не болеют, значит, они и заражают других людей.

Классическим примером двояких болезней является серповидно-клеточная анемия. Если она возникает у жителей Африки, то защищает их от малярии, хоть и причиняет массу неудобств. У населения с других континентов она может стать причиной смерти.

Мы с вами видим, что некоторые болезни в легкой стадии могут быть даже полезными и являются одним из механизмов для выживания. Но некоторые другие болезни, даже в легкой степени, приводят к нарушениям специфического характера и не всегда помогают выжить.

Например, шизофрения в легкой степени называется шизотипическим расстройством. Люди с такой болезнью обычно любят одиночество, могут устроиться работать на маяк, сторожем и т.д. Раньше такие люди становились шаманами или вещунами. Из-за их «небольшой» мутации они имели более выраженную способность к представлению образов и иллюзий. Они не просто врали о том, что говорят с демонами, духами и другими существами, они это действительно делали, но только в своем уме.

Такая мутация позволяла выжить и давать потомство, так как роль шамана или колдуна в племени была почетной. В остальных же случаях никакой пользы от этой «способности» не было.

Есть и другая болезнь, которая тоже связана с генетическими мутациями и психологической подоплёкой – это обсессивно-компульсивное расстройство. Суть его в том, что человек постоянно и вынужденно выполняет различные ритуалы. Он должен готовить пищу только по определенным способам, мыть руки только по определенным методам, ходить на работу определенной дорогой и т.д.

Как об обсессивно-компульсивное расстройство связано с религией

Компульсивное расстройство приводит к появлению постоянно повторяющихся действий. Например, человек с таким расстройством постоянно моет руки, переживает по поводу того, закрыл ли он входную дверь. Степени тревожности и повторения ритуалов напрямую зависят от того, как сильно выражена мутация генов.

Люди с такими расстройствами должны были как-то выживать. Они не могли заниматься ничем другим, кроме систематического повторения одного и того же действия. Это отлично подходит для соблюдения определенных правил религии.

Больше того, люди, которые выполняли определенные ритуалы, могли становиться примерами для наследования. Это приводило к появлению ритуалов с определённой направленностью.

Например, приготовление пищи у таких людей должно было происходить только по специальным ритуалам. Именно из этого и произошли дальнейшие кулинарные традиции иудаизма или мусульманства.

Можно разобрать самые распространенные религии и найти в них эти особенности, странные совпадения. Например, число заповедей может быть равным числу костей в человеческом теле.

Но самым наглядным примером являются протестанты. У основателя протестантизма было обсессивно-компульсивное расстройство. Он писал в своих дневниках, что чем больше он моет руки – тем больше они становятся грязными. Этот человек проводил много других ритуалов, будучи монахом. И постепенно за ним начали следовать люди. В итоге,часть его приступов была канонизирована и стала частью религии.

Таких примеров есть много. Если вам это интересно, я могу продолжить эту тему в других статьях. Психология человека такова, что ему нужно постоянно во что-то верить, а когда чьи-то действия выходят за шаблоны и стереотипы, то они вполне могут сойти за часть религиозного действа.

-2

Наука
7 млн интересуются