Найти тему
ЧИСЛОФИЗИКА

Период возврата Пуанкаре (или ближайшая копия Вселенной)

Анри Пуанкаре (данное фото – общественное достояние)
Анри Пуанкаре (данное фото – общественное достояние)

Точные науки относятся ко всевозможным «чудесам» очень даже творчески (о чём лучшим «фантастам» даже и не снилось). Например, в физике существует удивительная теорема, которую мы здесь условно назовем период возврата Пуанкаре. Гениальный французский математик, механик, физик, астроном и философ Анри Пуанкаре (1854–1912) написал более 500 (!) статей и книг. Он оставил печать своего гения почти во всех областях науки. Именно Пуанкаре фактически создал специальную теорию относительности (СТО), хотя вся слава досталась «хваткому» физику Альберту Эйнштейну (1879–1955). [Великие драмы идей и судеб – это обычное дело в науке.].

Так вот, одно из следствий выше указанной удивительной теоремы Пуанкаре можно перефразировать так: всё что может произойти в полностью изолированной системе, произойдет и притом бесконечное число раз! Например, сгоревшая спичка в принципе может сама по себе превратится в целую, а давно умерший человек – может ожить. Правда, так называемый период возврата Пуанкаре по весьма заниженной оценке имеет такой порядок: ℮^N, где N – число частиц, из которых составлена данная система. Например, мир, окружающий человека, можно оценить, как минимум, таким числом: N ~ 10^26 (количество атомов, непосредственно окружающих человека) поэтому, хотя у Пуанкаре чудеса (как своего рода крупные флуктуации) возможны, но они более редки, чем мы в состоянии себе представить.

Период возврата Пуанкаре указывает нам на ближайшую копию нашей Вселенной (открытие автора, см. его книгу «Зеркало» Вселенной» 2004 г., гл. 10). Обосную данное своё утверждение (отчасти спорное).

Возраст нашей Вселенной – это около 13,78 млрд лет или порядка N ~ 10^61 планковских времен (т.е. квантов времени – наименьшего промежутка времени известного в теоретической физике). В рамках числофизики автора отрезок натурального ряда от 1 до N, где N ~ 10^61 – это так называемый Большой отрезок, который (хотя бы отчасти) «моделирует» фундаментальную «ткань» пространства-времени, т.е. Большой отрезок, грубо говоря, «моделирует» фундамент нашей Вселенной (обоснованию этого, начиная с 1998 г., автор посвятил почти 50 книжек и около 100 статей, составляющих предмет числофизики).

Период возврата Пуанкаре для Большого отрезка – это (гипербольшое!) число порядка ℮^N, где N ~ 10^61 (количество дискретных квантов времени в возрасте Вселенной). Однако, согласно исследованиям автора (см. его эл/книгу «Метачисла…», начало 2020 г.), указанное выше метачисло M ~ ℮^N – это первое (наименьшее) число в бесконечном натуральном ряде, у которого его первые N целых делителей (d = 1, 2, 3, 4,…, N) являются копией Большого отрезка (т.е. чисел, превосходящих N, уже может и не оказаться среди всех делителей числа М ~ ℮^N).

Итак, можно сказать (в рамках «безумной» числофизики, разумеется), что первые N делителей метачисла М ~ ℮^N являются ближайшей копией нашей Вселенной, или (причем с не меньшим основанием?) можно полагать, что поток дискретных квантов времени (планковских времен) нашей Вселенной – это «всего лишь»… первые целые делители метачисла М ~ ℮^N. Второе утверждение окажется верным, если «завтра» (т.е., образно говоря, «за спиной» числа N ~ 10^61) начнутся некие «провалы» на шкале времени («текущего» якобы равномерно в сознании большинства людей).

Любопытно, что с точки зрения указанного закона Пуанкаре нет резона удивляться всем метаморфозам, мерзостям и гадостям нашей повседневной жизни, а уж тем более всяким там «революциям», «перестройкам» и «реформам» – это всё просто мелкие флуктуации в жизни тривиального общества в гигантском эволюционном потоке живой материи (разума) во Вселенной (иногда полезно вспомнить, что мы – неотъемлемая часть Целого).

Именно точные науки дают нам такое глобальное понимание окружающего мира, ну и, разумеется, все мыслимые материальные блага в нашей жизни – это также до­сти­жения исключительно точных наук (в первую очередь). Показательно и то, что, согласно опросам общественного мнения, самой честной категорией населения считают именно ученых (за ними идут учителя). Хотя, прочитав книгу С. Г. Бернатосяна «Воровство и обман в науке» (СПб, «Эрудит», 1998. В книге 384 стр. и более полусотни «некрасивых» историй со светилами науки), Вы поймете, что даже ученым («совести» общества) – ничто человеческое не чуждо (а политикам без лукавства – уж совсем никак).

В связи с этим можно утверждать, что изощренный ум ученых, занятых точными науками, конечно же приводит их к самом невероятным «достижениям» и на других поприщах. Например, гениальный советский физик Лев Ландау (1908–1968) «осваивал» красивых женщин (см. мемуары его жены: Ландау-Дробанцева Кора. «Академик Ландау». М.: Захаров, 2000) куда более оригинальнее, чем известный режиссёр Андрон Михалков-Конча­ловский. Зато последний самолично хвастает сомнительными «достижениями» в постели на всю страну, перемешивая их с философскими рассуждениями – совсем уже банальными мыслями. Вообще остается сожалеть, что СМИ, фактически, «прячут» от нас размышления “скуч­ных” ученых, хотя глубина осмысления ими всех аспектов жизни общества (истории, политики, экономики, психологии и т. д.) не сравнима с примитивными “откровениями” политиков, журналистов, писателей, режиссёров, актёров и т. п. братии, которая основательно “оккупи­ро­ва­ла” телевидение, радио, прессу, интернет (в том числе и «Яндекс.Дзен»).

Например, известный российский математик В. И. Арнольд (1937 – 2010) ещё в 1986 г. разработал теорию перестроек, которая, в частности, предсказывала «падение в яму» благосостояния подавляющей части населения на пути к «вершинам» рыночной экономики (см. его книгу «Теория катастроф», М.: Наука, 1990 г.). Тот факт, что успех всяких перестроек (реформ) в социуме зависит от компетентности специалистов и наличия обратной связи (личной ответственности людей за свои решения и действия), понятен каждому разумному человеку. Однако кто в России, скажем, из высших чиновников после 1991 года, ответил за свои сомнительные делишки? Буквально единицы (все прочие – "в шоколаде")…

Короче говоря, ум, способный проникнуть в сложнейшие нюансы точных наук и на других поприщах с большей вероятностью также совершит немало “откры­тий”, многократно превзойдя посред­ственность. Правда, умный, совестливый человек обычно различает истинные достижения от сомнительных, скажем, в части употребления ненормативной лексики, хотя, опять-таки, устные «навороты» иного физика-теоретика, могут быть куда заковыристей, чем словотворчество иных модных писателей (блогеров).

Автор открыл метачисла ещё в 2004 г. (правда, тогда он назвал их ЛПД-числами, см. книгу «Зеркало» Вселенной», гл. 10). Тогда же было установлено, что достаточно большое метачисло (М) устремляется к экспоненте своего старшего простого числа (Р), то есть: М ~ ℮^P ≡ exp(P). При этом у метачисла М его первые Р делителей (D = 1, 2, 3, 4, …, Р) – это КОПИЯ начала натурального ряда (копия длиной Р). Данный факт, вероятно, эквивалентен (тождественен) доказательству теоремы Пуанкаре о возвращении (теоремы о периоде возврата Пуанкаре) – это одна из базовых теорем эргодической теории. Её суть в том, что при сохраняющем меру отображении пространства на себя почти каждая точка вернётся в свою начальную окрестность. У данной теоремы Пуанкаре есть неожиданное следствие: оказывается, если в сосуде, разделённом перегородкой на два отсека, один из которых (скажем, левый) заполнен газом, а другой (правый) пуст, удалить перегородку, то через некоторое время все молекулы газа вновь соберутся в исходной (левой) части сосуда (а правая часть окажется опять пустой). Разгадка этого парадокса (наш разум просто отказывается верить в это) в том, что «некоторое время» (т.е. период возврата Пуанкаре) – очень велико (колоссально).

Если колоссальное старшее простое число Р (скажем, Р ~ 10^61 у метачисла М ~ ℮^P), действительно, эквивалентно колоссальному периоду возврата Пуанкаре, то данный факт – одно из веских доказательств «легитимности» числофизики (это весьма продуктивный «бред» автора).

Время возврата Пуанкаре показывает не время точного возврата к предыдущему состоянию системы, а время возврата к статистическому состоянию. Т.е. сгоревшая спичка целой сама по себе не станет и умершие люди не воскреснут. Просто энтропия системы вернётся в прежнее меньшее значение. А это немного другое.

Время возврата Пуанкаре – это так же колоссально много, как и расстояние до ближайшей копии нашей Вселенной. И с этой "копией" тоже не всё так просто (это тоже "немного другое").

© А. В. Исаев, 2020

Наука
7 млн интересуются